Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021

62 Позиция автора, относительно описываемых им явлений не всегда может быть понятна учащемуся вследствие различных причин, будь то отсутствие зна- ний об особенностях эпохи или жанра данного произведения до специально ис- пользуемых автором стилистических приемов. В связи с тем, что целью анализа тональности является нахождение мнений в тексте и определение их свойств, данный метод поможет понять учащимся от- ношение автора к герою, его поступкам, а также наглядно показать доказатель- ства правильности данного суждения. Зачастую автор выдает свое реальное от- ношение к героям, эпохе, событиям с помощью эмоционально окрашенных слов, а программа поможет быстро и эффективно обработать большие объемы инфор- мации и наглядно представить получившиеся результаты. Узнать мнение писателя о его персонаже, бесспорно, зачастую можно и без методов цифровой гуманитаристики или компьютерной лингвистики, однако, ав- тору свойственно сознательно или бессознательно вводить читателя в заблужде- ние. Для того чтобы получить достаточно объективные и наглядные результаты в данном вопросе можно воспользоваться методом анализа тональности текста. Даже самый простой анализ тональности текста при помощи специальных сайтов может предоставить читателю полезную информацию, привести его к неожиданным выводам о прочитанном. В качестве примера можно взять роман английской писательницы викторианской эпохи Эмили Бронте "Грозовой пере- вал", один из главных героев которого, Хитклифф, интересен в данной ситуации тем, что он является противоречивым персонажем, остается неразгаданным на протяжении всего произведения. В связи с этим, сделать ситуацию более очевид- ной помог бы анализ отношения автора к данному герою. Для исследования были выбраны отрывки произведения, относящиеся к Хитклиффу в разных возрастных периодах: в детстве, в молодом возрасте и тогда, когда его встретил рассказчик десятилетия спустя. Анализ тональности данных текстов показал, что автор в целом использует позитивно окрашенную лексику, когда говорит об этом герое (60,8 %, 87,2 % и 89,7 % соответственно). Несмотря на то, что после прочтения произведения может создаться впечатление о нем, только как о человеке мстительном, озлобленном и нелюдимом, автор рас- сматривает данного персонажа шире и не столь критичен к нему. Он понимает, что у главного героя было множество предпосылок к тому, чтобы вырасти в та- кую для многих одиозную личность, и в какой-то степени оправдывает его. Безусловно, проанализировать художественный текст, мнение автора и прийти к таким выводам можно и без применения методов цифровой гуманитаристики, в частности – анализа тональности текста, но особенности современной реально- сти требуют корректировку используемых методов обучения не столько по сути, сколько по формату, и цифровой компонент сегодня становится обязательным элементом обучения. Использование данного метода для развития навыков чтения на занятии по английскому языку будет способствовать большей вовлеченности студентов в процесс обучения, развитию их цифровых компетенций.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=