Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021

5 Таблица 1 Проявление адаптивности студентов 1 курса ФФК Показатели Сентябрь (баллы) Март (баллы) t-критерий Нервно-психиче- ская устойчивость 4,9±0,3 5,7±0,3 1,88 Коммуникативные способности 3,8±0,22 4,6±0,27 2,3 Моральная нормативность 4,4±0,32 4,6±0,34 0,42 Личностный адапта- ционный потенциал 2,11±0,36 2,53±0,38 0,22 Поведенческая регуляция 3,16±0,7 4,7±0,4 1,91 Примечание: при t =2,13 (р< 0,05); при t=2,95 (р < 0,01);при t=4,07 (р < 0,001) [2] Определение t-критерия Стъюдента позволило выявить, что наибольшая ди- намика произошла по показателю проявления коммуникативных способностей. Это свидетельствует о том, что успешность преодоления трудностей в учебе и сдачи экзаменационной сессии во многом определилась проявлением взаимо- помощи и поддержки. Близкой к уровню достоверности оказалась динамика по показателю пове- денческой регуляции. Это объясняется, на наш взгляд, значительными измене- ниями поведения молодых людей, обусловленных изменениями режима и усло- вий жизни, учебы, появлением новых видов деятельности, нового коллектива, окружения. Также близка к уровню достоверности динамика показателя нервно-психи- ческой устойчивости, что свидетельствует о значительных усилиях и напряже- нии нервной системы в процессе адаптации к новым условиям жизнедеятельно- сти, переживаниям в процессе сдачи сессии. В то же время, практически не изменились показатели моральной норматив- ности и личностного адаптационного потенциала. Мы склонны понимать столь незначительную динамику как позитивную характеристику студентов, приняв- ших участие в исследовании: они самостоятельно приняли решение участвовать в предлагаемом эксперименте, а значит им свойственна активная позиция в по- знании нового, в общественно значимой совместной деятельности. Поэтому им свойственна моральная нормативность и уровень её проявления достаточно вы- сок и при первом тестировании, и при повторном. Уровень личностного адаптационного потенциала недостаточно высок как в начале учебного года, так и после сессии. Это говорит о недостаточном его раскрытии, а, следовательно, о перспективности исследования педагогических условий, которые будут в способствовать более успешной адаптации студентов

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=