Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021

38 тивные проявления, дисгармония в структуре личности, протесты и нежелатель- ное поведение по отношению к взрослым, а также высокая агрессивность, страх и жестокость [4]. В такой период перед подростком стоят три задачи: половая идентификация; кто «я» ребенок или взрослый; определение места в референт- ной группе. Говоря о конфликте, важно отметить, что специалисты в области менедж- мента все чаще определяют конфликт как универсальный способ поддержания связей со сложными системами, преодоления множества противоречий и огра- ничений во многих областях, где устанавливаются и формируются контакты между людьми и их сообществами. Изучая множество мнений психологов-педа- гогов, мы пришли к выводу, что конфликт, говоря о подростках, интерпретиру- ется как борьба за ценности, власть и определенные требования социального статуса, а также материальных и духовных благ – своего рода сопротивление и борьба, в которой её участники стремятся нейтрализовать, унизить, показать свое превосходство и даже уничтожить «соперника». Вышеперечисленные определения как раз-таки и характеризуют подростко- вый конфликт. Конфликты в подростковом возрасте имеют характеристики скрытности или открытости, но они всегда возникают из-за разногласий внутри или между сторонами конфликта. Основополагающую роль в возникновении конфликтов играют «конфликтогены» – слова, определенные действия или даже бездействие, которые способствуют возникновению и дальнейшему развитию конфликта, а точнее непосредственно приводят к конфликту [2]. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования помог выделить 3 вида наиболее часто встречающихся конфликтогенов: 1.стрем- ление к превосходству; 2. проявления агрессивности; 3. проявления эгоизма. В рамках нашего исследования, нами было проведено тестирование, направ- ленное на выявление конфликтов в подростковой среде. Было отмечено, что наиболее часто выявляются: 1. Статусные конфликты. 2. Конфликты на фоне не- приязни, оскорблений, а также сплетен и ревности к противоположному полу. 3. Лидерские конфликты оказались также наиболее встречающимися, подростки вступают в борьбу за классовое превосходство. 4. Конфликты отсутствия взаи- мопонимания, а также разрозненности взглядов, не соответствия моральных и нравственных ценностей. 5. Конфликты любви и доказывания собственной зна- чимости противоположному полу сверстников. Следовательно, подросткам необходимо психолого-педагогическое сопро- вождение, в связи с тем, что данная категория молодёжи в силу психофизиоло- гических особенностей не может конструктивно решить создавшуюся проблему и ситуацию. В этой роли может выступать учитель, а также классный руководи- тель, социальный куратор, психолог. Соответственно, подчеркиваем, что сопро- вождение подростка в конфликте побуждает осознание им причин конфликтных ситуаций с его сверстниками, при сравнении их намерений, целей и совершае- мых действий и поступков с системой сложившихся ценностных ориентаций

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=