Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021

30 УДК 81'373.44 Ю. Д. Батян kostryukova.yulia@gmail.com Научный руководитель – доктор филол. наук, доцент Н. А. Красовская Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого РОЛЬ УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКИ (на примере исторического романа В. Пикуля «Нечистая сила») Аннотация. Статья посвящена изучению устаревшей лексики (на примере исто- рического романа «Нечистая сила» В. Пикуля). В работе определяется роль устаревшей лексики, анализируются авторские описания и лексика героев романа. Ключевые слова: архаизмы, историзмы, просторечия, устаревшая лексика, Пи- куль, «Нечистая сила», лексика, стилистика. Как и большинство языковых систем, лексика русского языка подвижна. Интралингвистические и экстралингвистические факторы становятся причи- нами столь быстрого процесса изменения лексического уровня языка. Если срав- нить различные исторические периоды развития любого государства, то во время спокойных годов словарь также становится стабильным. Однако в периоды об- щественных потрясений и научно-технического прогресса словник изменяется довольно-таки значительно, расширяясь и пополняясь. В любой момент слова, которые когда-то были в активном запасе и затем ушли в пассивный, навсегда существуют в языке и могут начать использоваться. Естественно, что индивидуальный стиль речи популярного человека может повлиять на включение архаизмов и историзмов в активный словарь. Различные словари отмечают отношение слова к устаревшей лексике с помощью помет «устар.» (устарелое), «арх.» (архаизм), «ист.» (историзм). Как же именно и с ка- кой целью они появляются в работах современных авторов? В первую очередь, устаревшая лексика становится показателем того исто- рического периода, о котором повествует автор в своём произведении. Более того, социальный статус и точная характеристика персонажа также создаются за счёт подобного рода лексики. Для достижения этой цели писатели через речевые особенности главных и второстепенных героев создают внутренне непротиворе- чивую картину художественного произведения, заставляют читателя поверить в описываемые события, ощутить понимание характера конкретного героя и его поступков [1, с. 4]. В связи с этим авторы используют в своих работах различную стилистически окрашенную лексику. Это могут быть просторечия, благодаря ко- торым мы понимаем, что герой малограмотный, или же слова высокого стиля,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=