Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021
283 количество стеклянных сосудов и бальзамариев. Появляется гораздо большее ко- личество сосудов для еды и питья (предназначенных для кормление душ умер- ших), особенно много с надписью типа "пей и радуйся». Резко увеличивается количество светильников и связано это, прежде всего, с увеличением популяр- ности культа огня и света, который тесно связан с культом героизированных предков. Наблюдается резкое увеличение амулетов, оберегов как следствие рас- пространение колдовства и магии (порча, сглаз и т. д., которые также связанны с культом предков). Намечается тенденция на появление моды на дорогие сарко- фаги. Также увеличивается количество надгробий с рельефами и разного рода стихотворными эпитафиями. Рассматривая весь комплекс погребального инвентаря можно заключить, что прижизненные функции унитарных f предметов, включенных в погребаль- ный обряд, делали их медиаторами между земным и хтоническим мирами (между миром живых и миром мертвых). Культ предков одним из наиболее выраженных анимистических культов. Устойчивые, актуальные на протяжении многих тысячелетий хтонические пред- ставления являлись f составляющей религиозных верований и были основой осо- знания связи жизни и смерти в мифологическом мышлении населения Северного Причерноморья в первые века нашей эры. Исходя из анализа всех указанных артефактов, можно предположить, что культ предков у населения античных городов Северного f Причерноморья в пер- вые века нашей эры приобретает ярко выраженные хтонические черты и связано это, по нашему мнению, прежде всего с увеличением роли хтонических богов в жизни людей и выходом в качестве идеального посредника между ними и людьми f героизированных предков, которые с течением f времени сами все бо- лее приобретают могущественные божественные функции помощников и защит- ников своих потомков. В этой связи можно утверждать, что погребальный комплекс античного населения городов Северного Причерноморья f первых веков нашей эры высту- пал в роли, так называемого, памятного маркера, главной задачей которого было f ограничить, оградить и защитить все погребальное пространство от вторжений со стороны живых или другими словами отделить живых от мертвых. Таким образом, анализ письменных и археологических источников погре- бального обряда населения Северного Причерноморья в g первых веках нашей эры позволяет говорить о трансформации религиозных представлений в сторону усиления хтонической составляющей традиционных верований и широкого рас- пространения защитных функций. Причинами таких трансформаций, скорее всего, являлся ряд факторов, среди которых особо f можно выделить природный и военно-политический, отражением их и стали трагические события, начавши- еся на п росторах Евразии с начала I тыс. н. э. В результате этих процессов функ- ции главных f культовых центров, перешли к могильникам, а погребальный об- ряд занял центральное место в религиозной жизни населения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=