Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021

282 Следует так же отметить, что в I в. до н.э. – II в. н.э. греческая традиция преобладала над «варварской». На этом фоне погребальный обряд местного населения претерпевает некоторые изменения и подвергается значительной эл- линизации [3, С. 8-15]. В этой связи наблюдается появление и даже в некотором роде усиление культа ряда хтонических богов (таких, например, как Гелиоса, Аполлона, Аскле- пия и т.д.). Данная тенденция где-то связана с влиянием Рима, где-то с влиянием со стороны Малой Азии, Понта, Востока и т.д. Самыми распространенными способами захоронения населения в этот пе- риод в античных городах Северного Причерноморья можно считать ингумацию и кремацию. Кремация являлась весьма дорогостоящим обрядом. Письменные источ- ники свидетельствуют, что кремировали, как правило, царей, героев и других представителей социальной верхушки [4, С. 33]. Погребенные по обряду ингумации выполняли функции посредников между людьми и потусторонним миром. Правда, при этом могильные конструк- ции ингумационных захоронений стали приобретать некоторое разнообразие. При доминировании простых грунтовых ям различных типов [2, С.44–46] на не- которых могильниках появились ямы с заплечниками, подбойные могилы и склепы-катакомбы [1, С. 350–351]. Очевидно, что такие погребения выполняли не только посреднические, но сакрально-защитные функции. При ингумационном обряде погребения в представлении людей умерший вообще не покидал этот мир, а какое-то время оставался «жить» в своей могиле, обеспечивая посреднические функции с потусторонними силами и матерью-зем- лей. Специальная задержка своего умершего статусного предка в мире живых стала превращаться в необходимость, не только для осуществления посредниче- ских функций с хтоническим миром, но и для решения важнейших сакрально- защитных задач. В это же время на территории античных городов Северного Причерноморья начинают преобладать семейные склепы с нишами-лежанками, предназначен- ные для повторных захоронений. Представлены они были двумя типами: выры- тыми в грунте или выбитыми в скале. Некоторые из них также делятся по пере- крытию. Распространение таких погребальных сооружений, на наш взгляд, связано с героизацией умерших и с распадом в это время полисной идеологии. В первых веках нашей эры наблюдается и появление склепов с росписями, или даже вообще новых типов могил, ранее не известных (например, могилы с территории некрополя Белинское) или известных (подбойные могилы), но у варваров (например, сармат). Практически все захоронения содержали достаточно стандартный набор по- гребального инвентаря: разнообразные предметы быта и украшения из металла, глины, кости, стекла. Хоть инвентарь остается в целом прежний, но изменяется форма и тип вещей и их количество. Появляются новые мечи – длинные с широ- ким клинком без перекрытия, украшения в полихронном стиле, увеличивается

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=