Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021
242 УДК 372.3 П. И. Христанова, К. С. Иванова petqhristanova@yahoo.com , spasova.kalina@abv.bg Медицинский университет «Проф. д-р Параскев Стоянов» (г. Варна, Болгария) МУЛЬТИСЕНСОРНАЯ СИСТЕМА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР» – ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТЕРАПИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Аннотация. В статье рассматривается применение инновационного мультисен- сорного подхода к терапии детей с расстройствами аутистического спектра. Представ- лены результаты авторского эмпирического исследования обучения детей с аутизмом в возрасте 5–7 лет с помощью мультисенсорной системы «Волшебный мир». Прилагаются доказательства эффективности применения данного инновационного под- хода. Приводятся обобщенные выводы о специфическом коррекционно-воспитательном воздействии, которое предложенные игры оказывают на исследуюмую группу аутичных детей. В процессе работы с детьми с расстройствами аутистического спектра были раз- работаны разные терапевтические приемы и модели, доказавшие свою эффективность. Ключевые слова: аутизм, мультисенсорный подход, обучение, взаимодействие. Аутизм – это расстройство развития, которое проявляется еще в первые не- дели жизни ребенка и выражается в трех основных аспектах: – ограничение социального взаимодействия – нарушения взаимной коммуникации – поведенческие нарушения – ограниченность поведенческого репертуара. Это своеобразный психический дизонтогенез с преобладанием недоразви- тия более древних психических сфер, особенно сферы инстинктов и низшей аффективности, при своевременном или даже опережающем развитии отдель- ных познавательных функций (механическая память, способность к обобще- нию, запас слов) [1, 2]. Нарушения речи и коммуникации характерны для всех аутистов. Речевое недоразвитие может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи до сравнительно богатого словарного запаса, но с затруднениями при ис- пользовании языка в качестве средства общения [2]. Социальное взаимодействие тоже сильно нарушено, так как индивиды с аутизмом не умеют заводить и поддерживать связи и отношения [3]. Нарушения поведения характеризуются ограниченным стереотипным набо- ром интересов и действий, с помощью которого они контролируют (насколько это возможно) приступы страха и тревоги.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=