Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021

233 Разделим стилистические фигуры в широком смысле на две категории:  фигуры мысли – те, которые не имеют ввиду изменения от пересказа, бо- лее распространены;  фигуры слова подвергаются изменениям в виде убавления, прибавления, перемещения слов. Вместе с тем широко используются и такие приёмы, как удвоение (тавтоло- гия, иными словами повторение), инверсия (отдельные элементы располагаются в непривычном порядке), параллелизм (похожее или одинаковое построение конструкций с позиции синтаксиса) [5, 107]. Достаточно часто в заголовках можно встретить такие феномены, как иро- ния и сарказм, где за внешней оценкой скрывается насмешка: «Подарочный напор», «Заставь дурака отмечать день дурака» и т. д. Довольно распространены следующие приёмы – использование пословиц и поговорок, а также авторское продолжение пословицы и усиление её смысла с помощью текущего замечания. Фактически, общеизвестные истины, представ- ленные в привычной всем образной форме, стимулируют наше мышление, тол- кают на логические суждения и способствуют распознать нечто новое в уже из- вестном опыте народа. Это и делает пословицы и поговорки ценным средством выразительности журналистики. Несмотря на разнообразие авторских правок в конструкциях, всё вращается вокруг единого образа, который лежит в основе того или иного устойчивого выражения [6, 208]. Авторские изменения, вносимые в значение и форму пословиц разнооб- разны. По- научному их называют "стилистическими приемами использования устойчивых выражений в художественно-публицистической речи". Несмотря на разнообразие, все приемы вращаются вокруг того образа, который лежит в ос- нове устойчивого выражения. Непреложным условием использования посло- вицы или другого устойчивого оборота является заповедь: перефразируй, но не разрушай образ. И, следуя этой заповеди, авторы добиваются своей цели – точно и емко определить и оценить явление. Например: "Зубкова бояться, в Россию не ходить" («Новый город», №175, 19.09.2007), "Ломать – не строить", "Из песни слов не выкинешь. Зато можно выкинуть музыку". В числе лексических средств выразительности широко находят своё приме- нение многозначные слова, например, “Злокачественное образование” (образо- вание может трактоваться, как то, что образуется из чего-нибудь, после прочте- ния статьи становится ясно, что речь идет об обучении, совокупности знаний) и метафоры, а именно, “В золотой семье - золотая свадьба” (“Золотая семья” – семья чемпионов мира по спортивной гимнастике Муратовых) [3]. По мнению И. Б. Голуба и Д. Э. Розенталя, отказ от использования средств выразительности может выступать как отдельный стилистический прием. При таком подходе отсутствуют какие-либо художественные приемы [4, 128]. Подоб- ный приём имеет место быть в том случае, когда стандартные приёмы неуместны или тематика материала не подразумевает потребность в их применении.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=