Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021

216 В. Иванов противопоставляет женский характер диады мужской монаде. Те- атральное искусство мыслится им как искусство изначально и глубинно женское. Это несмотря на встречающееся тяготение трагедии к разумно-логическому началу. Последнее показывает, на его взгляд, лишь попытку замаскировать не- разумно-стихийное начало. В. Иванов вскрывает противоположность единства аполлонических родов искусства (лирики и эпоса) дуальносте драмы (прежде всего трагедии). Исходя из этого выделяется искусство монады и искусство диады. Первое представляет собой не столько искусство единичного в своей абстрактности, сколько искус- ство синтеза противостоящих начал. Искусство диады содержит в себе диалек- тические противоположности в неснятом виде. Он замечает, что по существу аполлоническим является только эпос, в котором достигнут синтез. В лирике принцип монады и диады проявляется неравномерно. Выделяются лирические произведения с тремя темами, в которых происходит синтез, утверждается гар- мония и произведения с двумя темами. Последние носят имманентно трагиче- ский характер и тяготеют к искусству диады. Дуальность драмы предполагает ее изначальное единство. В. Иванов заме- чает, что не любой антагонизм может лежать в основе дионисийского искусства: «Силы, которые оно представляет враждующими, мыслятся исконно слитыми в одном целостном бытии» [2, с. 195]. Иванов выделяет два фундаментальные типы театра: театра художественно оформленной толпы и театра личности. Равновесие этих типов достигалось лишь на ранних этапах развития театра, когда актёр и хор уравновешивали друг друга. В последующее время происходит отрыв героя от хора из-за чего театр лишается своих основ, а фигуры актёров выглядят по буржуазному ничтожно, как «бес- плотные призраки». Обратно, господство хора приводит в «сатировых драмах» к поглощению стихийно-безличностным началом. Истоком данного дуализма выступает и хорошо известное со времени Ницще противопоставление диони- сийского и аполлонического в искусстве. В.Иванов считает аполлоническое начало неотделимым от трагедии как жанра искусства. Оно выполняет следую- щие функции: 1. Установление стабильности и пластичности действия; 2. Защитную для зрителя; 3. Защитную для актёров. Однако, в случаи недолжного доминирования аполлонического начала проис- ходит исчерпание её глубины, так как утрачивается дуальный характер её основы. Таким образом, принцип диады выступает, по мнению В. Иванова, осново- полагающим принципом подлинной трагедии, а через неё и театра вообще. Сущ- ностью театра оказывается внутреннее противоречие, раскрывающееся в различ- ных формах противостояния как внутри персонажей, так между участниками представлений.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=