Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021
215 УДК 792.01 А. В. Слобожанин Aslob85@yahoo.com Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ДУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ ТЕАТРА В УЧЕНИИ В. ИВАНОВА Аннотация. В статье рассматривается театр как предмет исследования предста- вителя Серебряного века В. Иванова. Показываются классификации театра, устанавли- вается соотношение монистического и дуалистического основания театра. Установ- лены функции дионисийского и аполлонистического начал трагедии. Ключевые слова: театр, русский символизм, В. Иванов, трагедия, искусство. Театральное искусство находится под пристальным вниманием одного из теоретиков символизма, поэта В. Иванова. Ему посвящён ряд критических ис- следований и переводов драматических произведений. Особое место в его твор- честве занимает античный театр. Недаром проблема дионисийства становится центральной в его исследованиях. В. Иванов обращается к корням хоровым, ре- лигиозно-литургическим корням древнегреческого театра. Он видит начало театра в отношении, которые происходят между богом и вдохновенною им женщиной. Причём женщина является через хоровое начало (древнегреческий хор долгое время говорит о себе в единственном числе). Соб- ственно как художественное произведение трагедия выступает с момента отде- ления от дионисийского первоначала. Происходит просветление дионисийского начала аполлоническим, из восторжено-экстатического действия трагедия стано- вится упорядочным художественным произведением. В дальнейшем это приво- дит к устранению «необязательного» хора, в древности представленного жри- цами и устранением действия зрителей как участников религиозного события. Вместе с тем, по мнению В. Иванова хотя трагедия стала художественным про- изведением, ее глубинный мистериальный смысл остался – это «живое начало непрестанного умирания во имя высшего бытия». театр сохраняет вечно-жен- ственное начало диады. Проблема взаимоотношение художника-постоновщика и зрителей остается актуальной на протяжении всей истории театра [3]. Полный отрыв зрителя от спектакля оказался невозможным. Противоположенная тенденция, наметивше- еся в искусстве серебряного века предполагает поглащение индивидуального зрителя действием на сцене. Иванов В. видит в этом угрозу распадения или ис- терики. Выходом из противоречия является чтобы зритель перестал быть только воспринимающим зрителем и действовал сам в плане идеального действия сцены [3, с.217].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=