Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021

195 Таким образом, в самом общем виде буллинг определяется как травля, по- вторяющаяся агрессия по отношению к субъекту или к группе субъектов, вклю- чающая в себя принуждение и запугивание. Несмотря на многообразие определений понятия «буллинг», общей для всех характеристикой является наличие длительно проявляющегося агрессивного по- ведения со стороны буллера по отношению к его «жертве». При этом агрессив- ное поведение рассматривается как намеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; модель поведения, сопряженная с определенными негативными эмоциональными проявлениями (злость, ненависть и прочие). В тоже время ис- следователями отмечается, что их наличие не всегда является необходимым условием для подобных действий (Т. Г. Румянцева, В. В. Бойко). Анализ работ, посвященных буллингу среди детей и подростков, показы- вает достаточно разностороннюю изученность сущностных характеристик этого явления, описание разных моделей и практико-ориентированных подходов к его предупреждению, условий устранения последствий в отношении тех детей, кто подвергался насилию [3, 7]. Однако, по-прежнему, существует потребность в осмыслении прикладных аспектов этой проблемы, в частности, обосновании превентивных мер, которые могут быть реализованы педагогами в рамках обра- зовательного процесса. При этом общетеоретические аспекты организации этой деятельности предусматривают обращение, прежде всего, к работам А. П. Сман- цер-Рангеловой по превентивной педагогике [6]. В этом контексте рассмотрим возможности для превенции буллинга среди подростков занятий физической культуры. Физическая активность проявляется детьми по-разному, и эмоциональный фон на уроках физической культуры в несколько раз выше, чем на любом другом уроке, в чем и заключается главный плюс решения данной проблемы. Внутренние ощущения и восприятия окружающей среды у подростков неоднозначны, но есть и общее: они любят побеждать, или быть в чём-то луч- шими, нужными для товарищей, близких, всегда хотят чем-то «выделиться» в группе сверстников. Руководствуясь этой ситуацией, можно заключить, что, так называемым «агрессору» (буллеру) и его «жертве», возможно помочь, создав на уроке физической культуры ситуации, которые переключат его энергию, поз- волят снизить агрессивность для первых и придадут другим (т. е. их жертвам), наоборот, уверенность в себе. Достаточно большой потенциал в этом контексте имеют подвижные игры. Игры и физические упражнения, ориентированные на развитие толе- рантности, совершенствование межличностных взаимодействий на уроке – весьма эффективны в нейтрализации агрессивного поведения и враждебно- сти подростков. При организации спортивных игр главное – сделать капитаном ребенка, ко- торого постоянно обижают и дать ему проявить свои лидерские качества, тем самым подняв его самооценку не только для самого себя, но и перед другими учениками. Участие в коллективных спортивных играх содействует не только

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=