Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021

194 УДК 37.037.2 И. С. Прохоров vanyaprokhorov16@yandex.ru Научный руководитель – кандидат пед. наук, доцент М. А. Кувырталова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРЕВЕНЦИИ ПОДРОСТКОВОГО БУЛЛИНГА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к понятию буллинга как психолого-педагогического феномена, характеризуются особенности его проявле- ния в подростковом возрасте, возможности превенции буллинга средствами физиче- ской культуры. Ключевые слова: буллинг, агрессия, подростки, педагогическая превенция, про- филактика, физическая культура. В современных образовательных учреждениях нередко наблюдается много проблем во взаимоотношениях среди школьников, которые подразумевают под собой агрессивное поведение и насилие, что существенно увеличивает риск попасть некоторым из них в положение «жертвы». В основе таких ситуаций – причины психологического, эмоционального или физиологического характера, обусловливающие такое явление как буллинг. Это понятие является междуна- родным термином, заключающим в себе одну из самых актуальных проблем со- временной школьной системы, которая привлекает внимание ученых различных направлений – социального, психологического и педагогического. По данным европейских исследований наибольший процент школьников, подвергающихся буллингу, приходится на возраст 11–15 лет (соответственно 43 % и 25 %). Аналогичные результаты получены учеными В. С. Собкиным, М. М. Смысловой [8, с. 72]. Как отмечает И. С. Кон, буллинг – это «запугивание, физический или пси- хологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе» [2]. Он может проявляться как в физическом наси- лии, угрозах, так и в вербальной агрессии, унижении. О масштабности данного явления и влияющих на него факторов социальной среды в соответствии с моделью «буллинг/виктимизация» свидетельствует ис- следование Е. А. Макаровой [4].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=