Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021

175 Согласно обзорам методической литературы, в зарубежной методике пред- лагается свыше 30 видов чтения [3], однако часто эти виды оказываются разными этапами одного и того же вида. Рассмотрим зарубежную классификацию видов чтения по целевым установкам: 1. Skimming (определение основной идеи текста); 2. Scanning (поиск конкретной информации в тексте); 3. Reading for detail (детальное понимание текста). 4. Critical reading (чтение с критической оценкой содержащейся в тексте ин- формации)» [1, c.68]. А. Н. Щукин адаптировал зарубежную классификацию к русской термино- логии, а также сопоставил виды чтения с отечественной классификацией: Skimmimg – соответствует ознакомительному чтению и предполагает об- щий охват содержания текста. Scanning – соответствует поисковому или просмотровому чтению. Уста- новка поискового чтения – поиск конкретной информации, установка просмот- рового – запоминание найденной информации, так как она может быть полезна в дальнейшем. Reading for detail или Reading for detailed comprehension – соответствует изу- чающему и требует детального понимания, осмысления и запоминания всех фак- тов в тексте. Critical reading – наиболее сложный вид аналитического чтения. Учащимся необходимо не только понять текст, но и оценить, проанализировать его содер- жание с опорой на свои знания и жизненный опыт, что требует довольно высо- кого уровня развития умений чтения [5]. В зарубежной классификации синонимами аналитического и синтетиче- ского видов чтения являются экстенсивное (extensive) и интенсивное (intensive) чтение. При интенсивном чтении основная идея текста играет более важную роль, так что подбираются короткие и интересные тексты. Экстенсивное чтение является более поверхностным и не требует поиска каждого неизвестного слова (если смысл этого слова не препятствует общему пониманию текста) [2]. Суще- ствует мнение, что различие в данных видах чтения связано с тем, что важные тексты читаются интенсивно, неважные – экстенсивно [3]. Однако отметим, что с точки зрения цели чтения такое разграничение необязательно: экстенсивное чтение может применяться и для очень значимых текстов, например, художе- ственных. Понимание принципов и оснований классификации видов чтения на ино- странном языке способствует более осознанному подходу преподавателя к орга- низации занятия по чтению, к подбору текстов для чтения и, следовательно, бо- лее эффективной работе по развитию умений рассмотренных видов чтения. Литература 1. Council of Europe. The Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. – Strasbourg, 1987.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=