Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021

173 1. Просмотровое чтение. Основная цель – получить общее представление о прочитанном. Предполагается первичное ознакомление с содержанием текста, его просмотр. При обучении этому виду чтения подбираются материалы, кото- рые связаны общей темой, а затем создается ситуация просмотра, часто в про- цессе поиска информации. 2. Ознакомительное чтение. В данном случае осуществляется быстрое про- чтение всего текста с целью понимания его основного содержания, извлечения не менее 70 % информации. 3. Поисковое чтение. Цель учащихся – мгновенное нахождение определен- ных данных в тексте, обусловленное заданием, которое дает преподаватель (например, найти определенные факты в материале) [12]. 4. Изучающее чтение. Предполагает детальное понимание и осмысление всей текстовой информации. Цель – развить умение самостоятельного преодоле- ния затруднений в восприятии содержания текста. Тексты для чтения обычно выбираются немного сложнее, чем того требует данный этап обучения [12]. Т. П. Леонтьева относит просмотровое, ознакомительное и поисковое чте- ние к видам быстрого чтения [9]. По форме процесса выделяют чтение вслух и чтение про себя. Они различа- ются, прежде всего, по своим механизмам: если первое направлено на артикуля- ционное, то есть внешнее выражение речи, то второе – это внутренняя артикуля- ция. Еще одно различие заключается в коммуникативной задаче и целях при обучении этим видам чтения. Коммуникативная задача чтения вслух – сообщить информацию, тогда как задача чтения про себя – получить информацию. Е. А. Древаль в своей статье «О чтении на иностранном языке» утверждает, что чтение вслух используется, когда необходимо «передать окружающим до- словное содержание текста или создать произведение искусства для дальней- шего воспроизведения и прослушивания», но этим двум целям всегда предше- ствует подробное освоение смыслового содержания текста, которое должно осуществляться заранее, а на занятии «практическое применение чтения вслух заключается лишь в обучении интонационной стороне языка» [7, с.12]. Е. Н. Соловова считает, что чтение вслух имеет большую ценность на начальном этапе, когда происходит «формирование навыка техники чтения, но и на последующих этапах не стоит его игнорировать, поскольку навык требует за- крепления» [11, с.144–145]. Рассмотрим классификацию видов чтения по психологическим особенно- стям процессов мышления. З. И. Клычникова утверждает, что человек может воспринимать языковую форму и содержание текста детализирующе, то есть аналитически, и целостно, то есть синтетически. В связи с этим выделяется ана- литическое и синтетическое чтение. Последнее имеет более поверхностный ха- рактер и основано на синтезе различных ощущений, которые читатель испыты- вает в процесс восприятия текста. Аналитическое чтение отличается глубоким погружением в текст, является более медленным и требует постоянного пере- ключения внимания с языковой формы на содержание и наоборот [8].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=