Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021

172 УДК 372.881.111.1 А. В. Новикова anna.nvkv@yandex.ru Научный руководитель – кандидат филол. наук Н. А. Хван Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРИНЦИПЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ЧТЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ Аннотация. Статья освещает проблему методической классификации видов чте- ния на иностранном языке. Определяется понятие видов чтения, обозначаются основ- ные критерии их выделения в отечественной и зарубежной методике. Проводится со- поставление терминологии каждой классификации. Ключевые слова: обучение чтению на иностранном языке, классификация видов чтения, критерии выделения видов чтения. Чтение как один из основных видов речевой деятельности является важным аспектом процесса обучения иностранному языку. Задача преподавателя при обучении чтению состоит в развитии умений, связанных как с технической сто- роной чтения, так и с содержательной. В зависимости от цели занятия препода- ватель выбирает тот или иной вид чтения, который будет наиболее эффективным для отработки определенного умения. Под видами чтения принято понимать «набор операций, обусловленных це- лью чтения и характеризующихся специфическим сочетанием приемов смысловой и перцептивной переработки материала, воспринимаемого зрительно» [9, с. 21]. В отечественной методике преподавания иностранного языка существует множество классификаций, основанных на различных критериях. Профессор Е. И. Пассов считает, что виды чтения необходимо выделять в зависимости от его целей. По мнению Е. И. Пассова, уметь читать – «это прежде всего владеть техникой чтения, т. е. мгновенно узнавать зрительные образы рече- вых единиц и озвучивать их во внутренней и внешней речи» [10, с.502]. Он пред- лагает всего лишь две наиболее вероятные цели чтения, т. е. два основных вида чтения: чтение с общим охватом содержания, в процессе которого осуществляется просмотр источника и понимание основной мысли, и чтение с полным понима- нием – тщательная проработка источника с учетом всех деталей [10, с.504]. В настоящее время одной из известных классификаций видов чтения явля- ется система С. К. Фоломкиной, в которой выделяются следующие виды чтения в зависимости от целевой установки:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=