Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021

155 Если рассматривать гуманитарное развитие личности, то можно сказать, что в данном процессе обучения элементы гуманитаризации физического обра- зования должны создавать образ реальности, который позволит учащимся ори- ентироваться в окружающем мире с помощью физических знаний. Существует несколько подходов к гуманитаризации уроков физики. Первый подход, раскрытый в работах Л. Я. Зориной и А. А. Соловьевой, подразумевает изучение на уроках физики нравственных и эстетических ценно- стей человечества [3]. Согласно второму подходу, предложенному рядом авторов (Л. В. Тарасов, С. А. Чандаев, В. Я. Лыков и др.), физика интегрируется в художественное виде- ние мира. Предлагается изучение философии, взгляд на человека как объект и субъект физического образования, интеграция уроков физики с литературой [6]. Изучение истории физики представляется удачной комбинацией научного и гуманитарного подходов к образовательному процессу. Точность, логичность и обоснованность сочетаются в данном случае с эмоциональной составляющей. Для большинства точных наук использование истории является хорошим спосо- бом гуманитаризации урока. Одним из ярких примеров служит использование биографии ученых, которые могут быть полностью изложены или частично [2]. Можно выделить несколько форм использования исторических справок на уроках физики: 1. вводные исторические обзоры; 2. описание некоторых физических открытий; 3. исторические задачи и задачи с историческим содержанием. Особое значение в гуманитаризации школьного курса физики имеет проектно- исследовательская деятельность учащихся, которая по определению А. С. Обухова представляет собой творческий процесс совместной деятельности двух субъек- тов (учителя и ученика) по поиску неизвестного, в ходе которого осуществля- ется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой явля- ется формирование мировоззрения [1]. Такой вид деятельности позволяет развивать творческие способности уче- ников, формировать различные виды мышления, развивать самостоятельность и коммуникативные навыки. Успешно организованная научно-исследовательская работа учащихся ведет к воспитанию поколения мыслящего, жаждущего получать всё новые и новые знания, способствующие формированию образованной, гармонически развитой, творческой личности; способной добывать свои знания самостоятельно [4]. Таким образом можно сделать вывод о том, в современной школе препода- вание физики должно быть подчинено тенденциям к гуманизации и гуманитари- зации образования. Внедрение элементов культуры и искусства, разработка меж- дисциплинарных уроков, разработка элективных курсов и открытие кружков физической направленности в система основного и дополнительного образова- ния способствуют повышению интереса школьников к предмету, расширению кругозора школьников в рассматриваемой предметной области [7].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=