Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021

144 В 1978 году Л. С. Клейна выпустил книгу, которую по сей день используют многие исследователи при определении видов археологических источников и ви- дах практической деятельности людей прошлого. Его работа является первой масштабной работой и с точки зрения археологии и истории. Автор рассматри- вал археологические источники с двух сторон – историческом и логическом в неком единстве, тем самым отмечая суть данного понятия в процессе развития исторической науки и теоретической аспектов археологии. Л. С. Клейн утвер- ждал, что археологические источники – и не безоговорочно исторические, и не только исторические [3, с. 25]. В настоящее время, работа с материальными источниками в высших учеб- ных заведениях по направлениям «истории и археологии» и «археология» должна осуществляться на каждом занятии. Лекции по данному направлению не смогут дать полноценное понимание дисциплины. Именно поэтому следует, как и на лекционных, так и на семинарских занятиях уделять внимание археологиче- скому материалу (орудиям труда древних людей, фрагментам керамических со- судов, различным предметам искусства). Наглядный материал поможет усилить познавательные возможности учащихся. Особую роль в изучении материальных источников играет археологическая практика, реализуемая на базе университетов. Как правило, полевая учебная ар- хеологическая практика проходит в конце первого курса. изучение на практике артефактов разных народов формирует у студентов познавательный интерес к археологическим исследованиям. К тому же, археологическая практика знако- мит учащихся друг с другом, способствует их пониманию собственного места в обществе, неразрывности связи с прошлым. Таким образом, изучение прошлого по материальным остаткам не может быть реализована как без наличия общего исторического образования, так и без знания специальных методик ведения исследовательских процедур и полевых раскопок. В настоящее время археологическая наука не может развиваться без применения междисциплинарных знаний, поэтому требуется долговременная и глубокая подготовка будущих высококвалифицированных специалистов. Литература 1. Григорьев, Г. П. О предмете археологии [Электронный ресурс] / Г. П. Гри- горьев // Тез. докл. сессии, посвященной итогам полевых археол. исслед. 1972 г. в СССР. – 1972. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007440571 (дата обраще- ния: 27.03. 2021). 2. Канторович, А. Р. О состоянии и перспективах археологического образо- вания в вузах России в условиях перехода на двухуровневую систему [Электрон- ный ресурс] / А. Р. Канторович, Л. В. Лбова, Н. В. Ениосова // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер. История. Филология. – 2010. – Вып. 3. – URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/o-sostoyanii-i-perspektivah-arheologicheskogo-obrazovaniya-v-vuzah-rossii-v- usloviyah-perehoda-na-dvuhurovnevuyu-sistemu (дата обращения: 27.03. 2021).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=