Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021

143 называемая «Гумбoльдтовская система», которая предполагает изучение архео- логии как отдельной научной дисциплины в рамках учебы в высшем учебном заведении [2, с.6]. Студенты данных европейских стран получают степень бака- лавра на специальных археологических направлениях. Наибольшее внимание в них уделяется исследованию теорий и метoдик, необходимых для изучения ар- хеологических культур и напластований различных эпох. Существенно меньше часов отводится на изучение типологии и хронологии древних артефактов. Од- нако, преимуществом является то, что во многих университета, придерживаю- щих «Гумбольдтовскую систему», археологическое образование в рамках от- дельных институтов разделено на первобытное, доисторическое, классическое, ближневосточное, христианское и другие отделения. В Испании и Франции археология не рассматривается как целостная и са- мостоятельная научная дисциплина, а реализуется в рамках общеисторического образования. Так, археологию в данных странах преподают как вспомогатель- ную учебную дисциплину у бакалавриата. Если студент захочет заниматься ар- хеологией в полном объеме, то он может поступить в магистратуру по этому направлению. В старейшем высшем учебном заведении – университете Сор- бонна, первые два года базовое образование в области археологии сочетается с историей искусств или этнологией. После двух лет учебы, обучающийся может выбрать более узкую специализацию в рамках определенной древней эпохи. Получение высшего археологического образования формирует у обучаю- щихся глубокие знания в области археологии, а также о археологических раскоп- ках и методике их проведении. События, происходящие в различные эпохи про- шлого невозможно увидеть, если только по материальным объектам. Именно поэтому, когда мы говорим об археологии, то следует понимать, что это особен- ная наука изучения человеческого прошлого, которая опирается главным обра- зом на археологические источники – объектом любого археологического иссле- дования. Понятие «археологический источник» является одной из базовых категорий археологии. Главный вопрос многих исследователей заключался в том, каким образом стоит соотносить археологический и исторический источник. Этот ас- пект теснейшим образом связан с пониманием предмета археологической науки. Вопрос, является ли археологический источник историческим, решается иссле- дователями в зависимости от того, считают ли они археологию исторической наукой [5, с. 69]. В советское время большинство исследователей соотносили археологию с историей, а археологические источники с историческими: «археология – это отрасль исторической науки, изучающая первобытные, древние и средневеко- вые памятники истории и воспроизводящие благодаря ним прошлое» [6, с. 835]. В 1973 году Г. П. Григорьев в противовес данному мнению заключил, что археологические источники не являются историческими, так как археоло- гический источник не может полностью ответить на многие вопросы истори- ков [1, с.43].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=