Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021

130 пользователями сети Интернет, наблюдается так называемое «клиповое мыш- ление», заключающееся в способности на определённый период воспринимать яркие образы, и потому на сегодняшний день важно максимально корректно за- действовать мультимедийные технологии в процессе обучения, которые не только помогут воспринимать информацию наглядно, но и будут способствовать умению ребенка воспринимать, анализировать и сохранять необходимую инфор- мацию в своей долговременной памяти. Для того, чтобы понять, как именно диагностировать познавательную ак- тивность подростков, необходимо определить критерии её развития. В структуре познавательной активности выделяют следующие основные компоненты: моти- вационный, эмоциональный, волевой, содержательно-операциональный, компо- нент социальной ориентации, которые целесообразно диагностировать с целью получения наиболее полной картины об уровне её сформированности. Г. И. Щукина Е. В. Коротаева, А. К. Маркова различают внешние и внут- ренние показатели познавательной активности. Внешние: активность, диалог с учителем, с учениками, выполнение домаш- него задания, чтение дополнительной литературы, внеклассная работа, работо- способность, самостоятельные задания, успеваемость, ожидание конца урока. Внутренние: эмоциональное состояние (реакция), открытость, чувство уве- ренности, быстрота вхождения в учебную ситуацию, мотивация, внимание [4]. Д. Б. Годовикова выделяет такие показатели познавательной активности как вни- мание и особый интерес к предмету, эмоциональное отношение к предмету, дей- ствия, направленные на лучшее распознание устройства предмета, понимание его функционального назначения, постоянное стремление к предмету [2]. В. Б. Голицын и Е. И. Щербакова выделяют следующие показатели позна- вательной активности:  увлеченность изучением материала;  стремление выполнять разнообразные, особенно сложные задания;  желание продолжить занятия;  проявление самостоятельности в выборе средств, способов действий, до- стижении результата, осуществление контроля;  обращение к воспитателю с вопросами, характеризующими их познава- тельные интересы и другие [3]. На основе видов познавательной активности, определяемых Шамовой Т. И., Данилова Е. Е. обозначила следующие уровни познавательной активности:  низкий уровень – репродуктивно-подражательная активность : опыт дея- тельности накапливается через опыт другого;  средний уровень – поисково-исполнительная активность – это более высо- кий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо уметь понять задачу и отыскать средства ее выполнения ;  высокий уровень – творческая активность – задача может ставиться школьником самостоятельно, он выбирает новые, нешаблонные, оригинальные пути решения [10].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=