Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021
129 Шамова Т. И. подходит к вопросу понимания познавательной активности ребенка не только как одного из ведущих качеств личности, проявляющихся в направленности и устойчивости познавательных интересов, но и как деятель- ного состояния, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и про- цессу этой деятельности [11]. М. И. Лисина под познавательной активностью подразумевает один из компонентов учебной деятельности ребёнка, определяю- щий степень готовности к её совершению. Таким образом, на современном этапе изучения вопроса познавательной ак- тивности существует три основных подхода к её пониманию, а именно: это личностное качество учащегося, которое проявляется в деятельности (Щукина Г. И., Ганелин Ш. И., Кулыгина Л. С., Абасов З. А., Якиманкская И. С.); это деятельность учащегося (Лисина М. И., Данилов М. А., Коротаева Е. В., Пугач Г. В.); это цель и средство осуществления учебной деятельности (Шамова Т. И., Черкасов Р. С., Скаткин М. Н.). Новоселова С. Л., определяя сущность познавательной активности, говорит о том, что основой для ее развития служит так называемая «предметная среда», заключающаяся в единстве социокультурных и природных средств. Через подоб- ную среду ребенок осознает свои образовательные потребности, определяет об- ласть интересов в данной среде. Подобный подход к формированию познава- тельной активности представляет для нас особую значимость, так как развитие познавательной активности учащегося на уроках иностранного языка может про- исходить именно через приобщение к культурной среде изучаемого языка, помо- гающей понять специфику данного предмета [8]. Подростковый возраст как отдельный этап развития отличается некоторыми особенностями, связанными с познавательной активностью. Вопросами разви- тия познавательной активности на разных возрастных этапах занимались Л. И. Божович, Л. М. Фридман, которые говорили о данном феномене как об одном из важнейших показателей стремления ученика к процессу обучения. Подростковый возраст характеризуется снижением уровня познавательной ак- тивности вследствие смещения приоритетов ребенка с учебной деятельности на эмоционально-личностное общение, избирательностью интересов, изменением отношения к содержанию образовательного процесса, который становится не ос- новной целью, а одним из путей самовыражения в коллективе [6]. Подростков начинает волновать практическая направленность осуществляемой ими деятель- ности, они познают самих себя в ходе осуществления данной деятельности, вот почему образовательную программу на уроках иностранного языка в средней школе следует реализовывать посредством применения практико-ориентирован- ных технологий: кейс-технологий, учебного диалога, проектных, игровых, эв- ристических технологий, технологий модерации. Задача развития познава- тельной активности современных подростков осложняется еще и тем фактором, что на данный момент у многих учащихся, являющихся активными
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=