Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021

125 абитуриент с соответствующей мотиваций: не количество набранных баллов на ЕГЭ должно обеспечивать выбор вуза, а интерес к профессии учителя, к педаго- гической деятельности, педагогическая направленность личности. Однако, анализируя многочисленные педагогические и социологические исследования, можно констатировать, что за последние десятилетия профессия учителя значительно утратила свою привлекательность в глазах подрастающего поколения [2]. В рамках нашего исследования мы изучали уровень интереса к педагогиче- ской профессии у старшеклассников с помощью различных методов, используя анкетирование, интервьюирование учащихся, методику изучения факторов при- влекательности профессии (В. А. Ядова). Диагностика проводилась среди стар- шеклассников, обучающихся в школах г. Тулы (всего 50 человек). Анализ результатов диагностики показал, что привлекательные факторы в профессии учителя отмечают только 33 % респондентов. 67 % старшеклассников считают, что педагогическая деятельность все-таки обладает больше недостатками. Большинство опрашиваемых привлекает данная профессия возможностью проявления творческого подхода (78 %) и взаимодействия с людьми (64 %). Кроме этого, среди положительных аспектов профессии учителя около 50 % старшеклас- сников называют возможность постоянного самосовершенствования, а также пер- спективность в достижении социальной значимости. Также 52 % респондентов считают, что данная профессия является одной из главных для общества. Однако, несмотря на это, выпускники не готовы выбирать данную профес- сию из-за переутомления, вызванным в данном виде труда (81 %), и небольшой заработной платой (86 %). Следует отметить то, что старшеклассники при вы- боре профессии ориентируются на свои личные умения, способности и личност- ные особенности. Так, 56 % опрашиваемых считают, что профессия учителя им не соответствует их характеру и способностям. Также их пугает частый контакт с людьми (58 %) и отсутствие коммуникативных навыков (28 %). Таким образом, наше локальное исследование подтвердило важность фор- мирования интереса к педагогической профессии у учащихся старших классов. Необходимо подчеркнуть, что различные аспекты проблемы формирования интереса к педагогической профессии изучались учеными на протяжении многих лет развития педагогической науки (В. В. Арнаутов, С. А. Воронина, Т. А. Горлова, В. И. Ревякина, В. И. Семенова, Е. М. Фендакова и др.). По мнению В. А. Сласте- нина, выделяются три компонента в структуре профессиональной направленности, в которых особо подчеркивается интерес к профессии учителя, характеризующийся положительным отношением ко всем субъектам образовательного процесса и к преподавательской деятельности в целом [4]. Одним из средств формирования интереса к педагогической деятельности являются вновь возрождаемые педагогические классы или курсы социально-пе- дагогической направленности в рамках внеурочной деятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=