Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021

114 В государстве есть определенные проблемы в нормативно-правовом и ис- полнительном обеспечении вопроса безнадзорности. Не все регионы имеют раз- витую и работающую систему профилактики безнадзорности и правонаруше- ний, в том числе реабилитационную систему учреждений для безнадзорных подростков. При проведении профилактических мер безнадзорности и совершения пра- вонарушений среди несовершеннолетних следует придерживаться законности, гласности, гуманности, преемственности, демократизма, охраны и защиты прав и свобод ребенка, поддержки семьи, индивидуального подхода и т. д. [4] Одной из главных сторон профилактической деятельности является школа. Школа – это место, где дети проводят большое количество времени, и поэтому она является институтом формирования жизненных ориентиров. Школа форми- рует множества качеств, которыми должен обладать член современного общества, это место, где «формируется и отрабатывается социальный опыт школьника» [5, с. 399]. Одним из направлений деятельности школы является вос- питание детей. Социальная работа заместителя директора по воспитательной ра- боте, социального педагога, классного руководителя, учителя предметника – всего педагогического состава – должна содержать элементы профилактики: мо- ниторинг благополучия семьи, успеваемости учащегося, его поведения, воспи- тывать моральные и нравственные ориентиры, формировать культуру, познава- тельный интерес и позитивное отношение к миру. Помимо всего спектра работы по профилактике безнадзорности несовер- шеннолетних образовательным учреждением немаловажная роль отводится кол- лективно-творческому делу среди детей и подростков. Коллективные творческие дела представляют собой деятельность группы детей и подростков, которая направлена на взаимодействие детского коллек- тива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют, как старшие помощники и настав- ники детей. Такую форму воспитания и творческого развития предложили Ива- нов И. П. и Шапиро Ф. Я. Такая форма профилактической работы способствует формированию у детей мотивации социальной активности и ответственности, а также развивает у детей и подростков духовно-нравственные ценности как норму жизни. Так как безнадзор- ные дети, как правило, имеют низкую самооценку, низкую чувствительность ответ- ственности в социуме, а также возможна тревожность, не видение себя в общей картине здорового общества как его части, то коллективные творческие дела поз- воляют организовать социальную адаптацию личности подростка через трудовое, творческое, эстетическое воспитание. В процессе такой формы работы ребенок и подросток учиться быть частью общества и в положительном ключе выстраивать коммуникацию, осваивает навыки построения адекватных отношений. Плюсом такой формы также является формирование правильной нравствен- ной оценки окружающей действительности. В зависимости от вида коллектив-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=