Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021

113 В случае, когда ребенок остается без должного внимания, можно говорить о безнадзорности. Безнадзорный и беспризорный часто уравнивают между со- бой, но терминологически это не равные друг другу понятия. Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого от- сутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанно- стей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц [2]. Беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания [2]. Безнадзорность может способствовать развитию девиантного поведения, что, по Э. Дюркгейма, является следствием «дезинтеграции социальных инсти- тутов, отсутствия социального регулирования» [3, с.12]. Рассмотрение девиации в науке происходит с разных подходов. Большинство социологов говорят о том, что девиантность связана с дисфункцией семьи, образовательного учреждения, референтных групп. Медицинский подход освещает вопрос девиантного поведе- ния с точки зрения антропометрии, генетики, гормонального состояния орга- низма, психиатрии. Также к причинамдевиантного поведения несовершеннолет- них можно отнести нарушение духовно-нравственного состояния ребенка и окружающей его реальности. Таким образом, факторами девиантного поведения ребенка являются:  индивидуальный фактор (личностные предпосылки);  педагогический фактор (недостаточно эффективное семейное и школьное воспитание);  психологический фактор (трудности в коммуникации с окружающим миром);  социальный фактор (условия существования общества) [3]. Образ безнадзорного ребенка можно представить следующим образом. Это предоставленный сам себе ребенок, которые в последствии забрасывает учебу. У него отмечается деформация нравственных и правовых ориентиров за счет того, что уличные компании и бесцельное времяпровождение, опыт правонару- шений занимают в его жизни большую часть. Как правило, это дети, которые имеют не стабильное эмоциональное состояние, проблемы со здоровьем, кото- рое ухудшается вдобавок вредными привычками (курение, принятие алкоголь- ных напитков, наркотиков). Предотвращение безнадзорности, а впоследствии беспризорности требует большой затраты внимания, сил, ресурсов. Эффективность заключается в профи- лактической деятельности и её систематичности. Система профилактики безнадзорности и правонарушений – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявле- ние и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспри- зорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершенно- летних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опас- ном положении [1].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=