Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021
108 Рассматривая внимание как физиологический механизм, важный для организа- ции деятельности ребенка в образовательно-воспитательной среде, следует подчерк- нуть, что одна из его основных функций – отсеивание всех незначительных сигналов, поступающих в нервную систему. Благодаря ретикулярной формации одна инфор- мация усиливается и поступает в кору головного мозга, где в дальнейшем трансфор- мируется, либо же «ненужные» импульсы тормозятся, блокируются. В связи с этим, проблема в старшем дошкольном возрасте заключается в том, что дети нередко все еще не способны долгое время удерживать свое внимание на чем-то одном, однако очень скоро им это потребуется для обучения в начальной школе. Для них харак- терно преобладание непроизвольного внимания, в котором сознание сосредотачива- ется на определённом объекте в силу того, что он (объект) – сильный раздражитель. Этот вид внимания возникает без участия воли: например, детей привлекает все новое, необычное, или же происходит резкая смена активности. Произвольное же внимание требует сознательной регуляции, концентрации на объекте, направляемой усилием воли. Как считают С. Л. Рубинштейн и Н. Ф. Доб- рынин, сосредоточение в произвольном внимании в основном имеет связь не с тем, что «приятно делать», а с тем, что «нужно делать». Именно поэтому роль педагога так значима в проектировании системы деятельности по формированию и развитию именно произвольного внимания. Он может дать возможность до- школьникам направлять свои усилия для решения конкретной задачи, требую- щей от них направленности и концентрации внимания. Важно подчеркнуть, что произвольное внимание у старших дошкольников не может быть сформировано независимо от самойличности и тех условий обра- зовательно-воспитательной среды, в которыхона находится. Под педагогическими условиями следует понимать «совокупность внешних факторов (таких как материально-пространственная среда,меры, методы, сред- ства, формы, возможности педагогическойдеятельности) и внутренних условий (личностных), направленных на повышение эффективности педагогической де- ятельности, эффективное функционирование и развитие педагогической си- стемы» (Л. И. Герасименко) [4]. Среди таких условий исследователи называют следующие (рис. 1) [5]. Мы предлагаем уточнить эти условия, исходя из пониманияпедагогического процесса как деятельностной системы, основными субъектами которой высту- пают педагог и воспитанники. Развитие произвольного внимания следует рассматривать как важную со- ставляющую при проектировании педагогом-воспитателем целевых ориентиров различных видов деятельности детей. Особую значимость имеет реализация таких педагогических принципов, как нагляд- ность, учёт индивидуальных способностей ребёнка, активности, самостоятельности. Несомненно, при организации деятельности детей важна словесная уста- новка, указания, которые содействуют формированию направленности внима- ния дошкольников.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=