Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021
107 направленность на конкретный объект, наличие сосредоточенности на нем, воз- никновение усиленного интереса к чему-то и наличие определённого отношения к нему. Абсолютно любое внимание (но чаще – непроизвольное) основано на потребностях, мотивах, установках. В произвольном внимании дело обстоит немного иначе (не всегда мы хотим сосредотачиваться на объекте наблюдения или действии). Говоря о потребностях и мотивах как ключевых качествах вни- мания, следует отметить, что отношение к объекту изменяется именно благо- даря им: внимание может стать слабее, или сильнее из-за уменьшения или уве- личения интереса. Согласно Ф. Н. Гоноболину, внимание следует понимать как определённое свойство, характеристику психики человека, обеспечивающие наиболее опти- мальное отражение явлений действительности, их фиксацию, относительно других предметов или явлений. В свою очередь, И. В. Страхова определяет внимание как «направленность и сосредоточенность любой деятельности»; П. Я. Гальперин рассматривает внимание в роли «специальной деятельности по контролю». Как отмечают многие психологи и педагоги, без волевыхусилий вни- мание не может быть устойчивым и сконцентрированном на чем-либо. В целом, произвольное внимание имеет ряд свойств, которые необходимо учитывать педагогу в образовательно-воспитательномпроцессе и под которыми понимаются: объем, сосредоточенность (или концентрация), распределяемость, устойчивость, переключаемость. Под объемом внимания подразумевается количество объектов, воспринима- емое в один момент времени (Ю. Б. Гиппенрейтер). В произвольном внимании также, как и непроизвольном, объекты, объединённые по смыслу, воспринима- ются в более широком количестве, чем те, которые такого объединения не имеют. Под концентрацией внимания понимается степень, с которойсознание чело- века сосредоточено на определённом объекте. Разумеется, что чем меньше объ- ектов находится в поле зрения, тем более концентрированным будет внимание. Под свойством внимания, при котором человек может вестинаблюдение сразу за несколькими объектами или осуществлять сразу несколько действий па- раллельно, понимается распределение внимания. Анализ теоретических аспектов рассматриваемой проблемы позволяет за- ключить, что устойчивость произвольного внимания во многом зависит от ин- тереса и наличия у субъектов мотивации на какие- либо виды деятельности. В случае дошкольников старшего возраста наиболее значимыми для развития у них устойчивости внимания является получение разнообразных впечатлений и действий, которые они выполняют в организованной среде. Если устойчи- вость внимания мала, то речь идет о высокой степени отвлекаемости, что в фи- зиологическом смысле означает внешнее торможение, вызываемое раздражи- телями на постоянной основе. В связи с этим, педагог должен иметь ввиду, что слишком долгое воздействие раздражителя может способствовать отвлечению внимания [3].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=