Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021

106 УДК 373 В. С. Коренева volokhova.valerya@yandex.ru Научный руководитель – кандидат пед. наук, доцент М. А. Кувырталова Тульский государственный педагогический университетим Л. Н. Толстого ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация. В данной статье рассматриваются основные научные подходы к по- нятию внимания, актуализируется значимость произвольного внимания у детей стар- шего дошкольного возраста в контексте требований стандарта к развитию психических процессов у дошкольников, значимых для последующего школьного образования. Представлены педагогические условия, необходимые для развития произвольного вни- мания в данном возрасте, а также критерии достижения их эффективности. Ключевые слова: дошкольное образование, внимание, произвольное внимание, непроизвольное внимание, педагогические условия, игровая деятельность. Дошкольное образование – это первая ступень, создающая фундамент для последующего обучения детей в школе. Главная задача педагогики в этом пери- оде – создание таких условий, при которых стало бы возможным умственное, творческое, эмоциональное, физическоеразвитие ребенка, в наиболее полной мере удовлетворяющее его интересам, соответствующее возрастным особенно- стям, а также требованиям начального общего образования. Как известно, одна из основных характеристик познавательной сферы ре- бенка, без развития которой обучение в начальной школе будет недостаточно эффективным, – это внимание. Внимание, в частности произвольное, выступает важным критерием диагностики, с помощью которого осуществляется оценива- ние готовности детей к школе. Поэтому очевидной педагогической задачей яв- ляется необходимость комплексной работы по формированию произвольного внимания, особенно у детей старшего дошкольного возраста: целенаправленно, планомерно, многозадачно [1]. На необходимость развития произвольного вни- мания у старших дошкольников указывают также требования Федерального гос- ударственного стандарта дошкольного образования [2]. Следует заметить, что для решения этой проблемы имеется достаточная теоретическая база. В связи с этим целесообразно остановиться на рассмотре- нии понятия «внимание» и его сущностных характеристик. Согласно точке зрения И. В. Дубровиной, С. Л. Рубинштейна, внимание – это избирательная

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=