Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

99 А. А. Ганичев СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Научный руководитель – кандидат психол. наук, доцент С. К. Хаидов Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого Страхи у детей – это необходимое явление в становлении их развития. Не- гативное влияние могут оказать только неадекватные, чрезмерно сильные, бо- лезненно заостренные страхи или очень частое переживание состояния страха или вообще отсутствие каких либо страхов [5]. Достаточно неординарно эмо- циональная сфера у детей с задержкой психического развития. Страхи ребёнка с ЗПР отождествляются повышенной интенсивностью, также отрицательно влияют на личностное становление ребёнка и на его поведение, и на социализа- цию в целом. Следующий эксперимент показал, что дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития подвержены множеству страхов. Наиболее ярко у детей данной категории выявлены такие страхи, как: страх темноты, страх наказания, страх разных сказочных персонажей и животных [4]. Можно сделать вывод, что дети боятся именно того, что по их мнению угрожает их жизни. Также стоит отметить, что у многих детей с ЗПР вообще нет никаких страхов, что тоже является патологией и как правило присуще детям с задерж- кой психического развития церебрально-органического генеза. Следует знать, что как раз в младшем школьном возрасте страхи успешнее подвергаются коррекционному воздействию, так как эти страхи пока что боль- ше обусловлены эмоциями, чем задатками характера, и во многом ещё имеют возрастной переходящий характер [6]. Если в этом возрасте не будет сформи- ровано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписа- ний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благо- приятное время для формирования чувства ответственности. Адаптация диагностической программы для лиц с задержкой психического развития заключалась в отсутствии временных рамок, уточнении и разъяснении вопросов и в использовании наглядного материала. Учитывая цели и задачи исследования, были выбраны следующие методи- ки, достаточно полно раскрывающие особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, не требую- щие большой адаптации и малоэнергозатратны при проведении исследования, обработке результатов и их интерпретации:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=