Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

82 Во-первых, следует обратить внимание на то, как в прозе и эссеистике Ольги Седаковой функционирует интертекст. Поэтические цитаты могут вы- ступать: 1. В роли наименования индивидуально-авторских концептов. Так, критик особого рода, который сам является субъектом поэтического познания (помимо автора и читателя) и одновременно помогает развить у других читателей спо- собность «оказываться в точке обращенности произведения, в точке его дове- рия <…> отвечать на смысл искусства» [9, т. 3, с. 116], назван «сеятелем очей», что отсылает к стихотворению В. Хлебникова. Или: слова из стихотворения Пушкина «Герой» – «низкие истины», «всевозвышающий обман» – в несколь- ких эссе используются для обозначения того, как противопоставлены друг дру- гу две правды. Одна, которая «крепче прибивает к земле, нагружает новыми бременами» [9, т. 3, с. 165], и вторая, которая открывается в поэтическом по- знании и делает познающих «свободными и другими» [9, т. 3, с. 165], хотя и кажется обманом скептику Нового времени. 2. В роли доказательств в рассуждении. Говоря об антропологическом смысле поэзии, Ольга Седакова обращается к четверостишию Пастернака, что- бы ответить на вопрос, каким видит человека поэзия: «человек делается тем, чем он изначально был: любимой драгоценностью Творца» [9, т. 3, с. 140] («перстнем» из стихотворения Пастернака). В другой работе, где речь идёт об особом отношении поэта к жизни как условии поэтического познания, суть это- го отношения выводится из отсылок к словам других поэтов: «Блаженная тоска, говорит Гете. Беспечность, говорит Пастернак. Безмерность, сказала бы Цве- таева. То, что говорит Блок, можно было бы, наверное, связать со словом Вер- ность (верность как очарованность). Внимание – слово Рильке. Печаль (так, что в ней слышно: попечение) – слово Ахматовой...» [9, т. 4, с. 268]. Таким образом, подобные случаи использования интертекста подтверждают познавательную ценность поэтического опыта. Следует также отметить, что наря- ду с аргументами – поэтическими цитатами в текстах эссе часто встречаются при- меры из жизни, что соотносится с утверждением о возможности поэзии вне сферы слова: «если словесная поэзия чему-то подражает (прибегая к старинному слову) или если она чему-то посвящена, то подражает она или посвящена не какой-то бесформенной и вечно стоящей под вопросом ˝действительности˝, а поэзии же: миру как поэзии и человеку как поэзии» [9, т. 3, с. 123]. Во-вторых, с представлением о поэзии как познании связана следующая особенность текста: развитие мысли, переход от положения к положению часто осуществляется внутри развёрнутых метафор и сравнений. Здесь необходимо сказать о некоторых характерных чертах поэзии в слове: – она не ограничивается стихотворством или лирикой: «и драма, и проза – ˝когда они поэзия˝ – производят то же освобождающее, антигравитационное действие» [9, т. 3, с. 163]; – поэтические тропы основаны на принципе «оборотничества», превраще- ния «всего» в «одно из»: «в сравнении и метафоре не только два их очевидных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=