Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

81 М. И. Цветаевой большое количество окказионализмов, поэтических цитат, об- ращают внимание на ритмизацию прозаической фразы за счёт авторской пунк- туации, что является «приметой поэтического синтаксиса» [10]. Значимым ста- новится и фонетический уровень (И. А. Бродский пишет об использовании «звуковой аллюзии, корневой рифмы» [2], О. А. Скрипова и Н. О. Мамаева – о «столкновении сходно звучащих слов» [10]), затрагивается графика («отдельное слово здесь максимально акцентировано, нередко выделено курсивом» [10]). Тематически проза и эссеистика поэта часто продолжают его поэзию. Так, по словам П. И. Горпиняк, «специфической чертой жанра в творчестве Брод- ского выступает процесс внутренней коммуникации между поэтическим худо- жественным миром и эссеистикой, заключающийся в использовании ряда об- щих мотивных комплексов» [4, с. 10]. Итак, специфика прозы поэта во многом связана с законами поэтической формы. Причину же этого Ю. Казарин видит в том, что поэт является особым типом языковой личности. Схожая мысль звучит в работе Р. О. Якобсона: он называет поэзию и прозу двумя разными языками, а прозу поэта сравнивает со «вторично приобретённым языком» [12], который «никогда не спутаешь с род- ным» [12]. Языковая способность согласно Ю. Казарину становится «творче- ской доминантой, важнейшим компонентом творческой личности, взаимодей- ствует с другими частями общей структуры поэтической личности – с дискурсным, поэтологическим (антропологическим) и эстетическим (культу- рологическим)» [6]. Отметим, что с этой точки зрения особенности прозы поэта можно рассматривать не просто как те или иные приёмы, не характерные для прозаиков, но как отражение в тексте мировоззрения и биографии автора, в том числе его эстетических идей. Таким образом, проза и эссеистика могут служить материалом для анализа поэтологической концепции. В то же время знание этой концепции облегчит интерпретацию специфических принципов построе- ния прозаического текста поэта. Обратимся теперь к дефиниции термина «поэтология». С. В. Федотова, подробно анализировавшая современные подходы к пониманию поэтологии, определяет её как «науку о науке поэзии» [11], философской базой которой яв- ляется парадигма религиозной антропологии. Из этого следует, что одной из центральных проблем поэтологии оказывается проблема личности: феномен поэтической личности, отношения поэта и читателя, поэта и Бога. Учитывая сформулированные ключевые вопросы поэтологии и выявлен- ные особенности прозы поэта, проанализируем репрезентацию поэтологиче- ской концепции современного поэта Ольги Седаковой в её прозе и эссеистике. Центральным положением поэтологической системы Ольги Седаковой яв- ляется представление о поэзии как познании: поэзия – это «приобщение к ка- кому-то единственному, животворящему, чудесному смыслу» [9, т. 3, с. 25]. Это представление лежит в основе ряда особенностей организации текста.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=