Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

80 М. А. Вишина ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПОЭТОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ОЛЬГИ СЕДАКОВОЙ В ЕЁ ПРОЗЕ И ЭССЕИСТИКЕ Научный руководитель – кандидат филол. наук, доцент И. В. Ерохина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Прозу поэта рассматривали как особое явление и исследователи (Р. О. Якобсон, Д. Максимов и др.), и авторы поэтических текстов (З. Н. Гиппи- ус, И. А. Бродский). При этом, признавая её специфику, они по-разному оцени- вали обращение поэта к прозаической форме и саму эту форму. Так, И. А. Брод- ский ставит поэзию выше прозы в иерархии искусств (поэзия как «высшая форма существования языка» [2]), а Р. О. Якобсон пишет, что «иерархия худо- жественных ценностей меняется вместе с концепциями разных художников и художественных течений» [12]; З. Н. Гиппиус считает, что проза «в громад- ном большинстве случаев ничего не прибавляет к облику художника» [3], а Д. Максимов – что она привносит в облик поэта «нечто вполне новое, исклю- чительно важное» [7, с. 189]. Л. И. Абдуллина даёт прозе поэта следующую дефиницию: это «синтети- чески сложное образование, складывающееся на границе поэзии и прозы как своеобразное совмещение, наложение одного на другое» [1, с. 12]. Синтетиче- ская природа прозы поэта проявляется на всех уровнях текста. Это касается и жанра эссе, который согласно определениюТолкового словаря Ефремовой от- личается «свободной формой авторского изложения и трактовки затрагиваемой проблемы» [5]. Рассмотрим подробнее особенности прозы поэта. На сюжетно- композиционном уровне текста наблюдается ослабление сюжета и использова- ние ассоциативно-лейтмотивной структуры (Р. О. Якобсон отмечает, что проза Б. Л. Пастернака строится на ассоциациях по смежности, что в том числе влия- ет на хронотоп: метонимия «перетасовывает пространство и смешивает вре- менные ряды» [12]). В то же время А. А. Маслаков, анализируя эссе А. А. Бло- ка, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама, указывает, что при ассоциативном принципе построения текста специфическую роль играет субъект высказыва- ния: «он становится единственным устойчивым элементом, речевое поведение которого определяет горизонт ожиданий читателя» [8, с. 17], организует пове- ствование и таким образом выполняет текстообразующую функцию. На синтаксическом, лексическом уровнях для прозы поэта характерно сочетание множества тропов, обращение к собственно поэтическим приёмам: О. А. Скрипова и Н. О. Мамаева выделяют в прозе (в том числе эссеистике)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=