Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

78 ется духовно-рыцарский орден госпитальеров; в начале XII века там же появ- ляются храмовники (тамплиеры). Стоит обратить внимание на то, что именно в XII веке появляется множество других рыцарских орденов, самым известным из которых является Тевтонский. Рыцарские ордена географически и культурно не были явлениями сугубо местного значения. Ожидаемо, что при столь активных связях Западной Евро- пы и Иерусалима влияние орденов должно было передаться и на свою культур- но-историческую родину – в особенности это касалось Франции. «Ранее, чем Иерусалим был завоеван крестоносцами, в нем существовал «госпиталь», раз- росшийся вместе с торжеством христианства в Святой земле. Стоявший во гла- ве этого госпиталя Герард положил начало братству, первый устав которого был составлен уже его преемником и утвержден папами Иннокентием II, Евге- нием III и Луцием III. Устав этот с течением времени пополнялся и изменялся, приняв окончательный свой вид лишь к началу XIV века» [3, c. 64]. Симбиоз военной этики и духовной аскезы можно было наблюдать на примере таких рыцарских орденов как госпитальеры (иоанниты), наиболее яр- ко отразивших своим примером как одно, так и другое. Первоначальной зада- чей рыцарского союза являлась поддержка и помощь беднякам, пилигримам и паломникам (отсюда и их название – госпиталиты) их защита от возможных нападений бандитов, и, что было вероятнее, мусульман. Именно это довольно достаточно рано обнаружило и выдвинуло вперед непосредственно воинский аспект существования ордена – к тому же длительное время именно охрана больных и немощных стояла на первом месте. Бедняки именовались в ордене «господами», госпитальеры же, напротив, выступали в роли слуг. Согласно Л. С. Карсавину, собранные средства от подая- ний ежедневно по вечерам складывались в общую комнату, где обычно обитали «господа». Эти средства шли на заботу и уход за бедными. Однако со временем воинское предназначение ордена все более и более выдвигалось на первый план: усиливается влияние и рост рыцарской составляющей благодаря борьбе с му- сульманами и еретиками. Помощь бедным отходит на второй план. Без примене- ния силы было невозможно утвердить и укрепить идеалы Церкви – отказ от нее означал отказ от распространения и утверждения христианской веры. Для успешного выполнения задачи по совершенствованию мира в соответ- ствии с христианскими идеалами в столь непростую эпоху, известную, как средневековье, необходима была как этическая, так и силовая подоплека объе- динения, называемого духовно-рыцарским орденом. Литература 1. Бердяев, Н. А. Дух и реальность / Н. А. Бердяев.– М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2003. 2. Величко, И. В. Нормативно-ценностные аспекты рыцарского этоса / И. В. Величко, Ю. В. Назарова // Исторические, философские, политические

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=