Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

77 И. В. Величко ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ДУХОВНО-РЫЦАРСКИХ ОРДЕНОВ Научный руководитель – доктор филос. наук, проф. Ю. В. Назарова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Истоки создания нравственных ориентиров духовно-рыцарских орденов и их корни стоит искать как в христианской этике аскетизма, так и в рыцарских военно-этических моральных установках. По утверждению Л. С. Карсавина «аскетический идеал оказывал влияние не только на церковные слои. Он воз- действовал и на мирян, и от этого слияния его с идеалом рыцарства получилась своеобразная форма — рыцарские ордена. Не будучи еще аскетическим и не сливаясь еще с монашеским, рыцарский идеал был уже идеалом христианским» [3, c. 59]. Н. А. Бердяев дает следующее определение аскетического мировоз- зрения: «аскеза буквально означает упражнение, которое может быть практи- куемо в разных областях и для разных целей. Аскеза есть концентрация внут- ренней силы и овладение собой. Человеку нужно упражнение, нужна отрешенность и концентрация, чтобы он стал господином самого себя и стал способен с максимальной силой выполнить поставленную себе цель, хотя бы спортивную. В этом смысле некоторая аскеза необходима во всем. С этим свя- зано достоинство человека» [1. c. 44]. В обязанности рыцарского сословия – «тех, кто верно служат Господу Богу всем своим честным сердцем» входило защищать слабых и безоружных, вдов и сирот; именно рыцари выступают главными защитниками христианской ве- ры, борцами с еретиками и «неверными». Рыцарь обязуется «поклясться ни ша- гу не отступать перед неверными» – лучше умереть, чем прослыть трусом – од- на из ключевых отличительных черт рыцарского идеала ярко проявляется именно в данном аспекте [2. c. 61]. На рыцаря возлагается миссия защиты па- ломников в Святую Землю, причем акцент делается именно на уходе за боль- ными, бедными, невзирая на социальное положение пилигрима. Под духовной аскезой понимается, таким образом , самоотрешение рыцаря от мирского, подчинение его служения богоугодному идеалу во имя него. Именно этой целью и продиктовано создание духовно-рыцарских братств и ор- денов, существование которых обуславливается высшим, божественным про- мыслом. Этика духовно-рыцарских орденов складывается благодаря синтезу как этики «духа», так и этики рыцарства. «Благодаря господству аскетического миросозерцания она сочеталась с принесением монашеских обетов, и так воз- никли рыцарские ордена» [3. c. 63]. В XI веке на территории Иерусалима созда-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=