Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

69 обычно, подобно всем другим людям, твердо знали, что такое жизнь и что такое смерть. Но в исключительные минуты они чувствовали, что их обычное знание, то знание, которое роднило и сближало их с остальными, столь похожими на них существами, и таким образом связывало их со всем миром, покидает их» [3]. Примерно то-же, но не в столь обобщенном ключе Л. И. Шестов усматри- вает с ситуации почти реализованной смертной казнью Ф. М. Достоевского или с восприятием смертной казни Л. Н. Толстым. Эти события, будучи незавер- шенноми открыли им неприемлемость «обыденного восприятия жизни», но открыли лишь эпизодически и на время. Возможно, когда ощущение прибли- жающейся смерти отступает, то происходит возвращение человека в привыч- ный мир, где нет места свободе и «дважды два всегда рано четырем»[2]. Именно подобный гносеологический (в конечном счете, конечно, антропо- логический подход) в полной мере свое выражение находит в рассмотрении опыта соприкосновению со смертью героями художественных произведений. Наиболее наглядно это проявляется в анализе двух произведений Л. Н. Толстого: «Смерть Ивана Ильича» и «Хозяин и работник». Сам Л. И. Шес- тов замечает сходство главных героев этих произведений: «И Иван Ильич, и Брехунов вне достижений разума: оба умирают в совершенном одиночестве. Толстой умышленно отрезывает их от всех людей, от всякого "делания" и от всех источников, из которых мы черпаем обыкновенно жизненные силы. "Нельзя было себя обманывать: что-то страшное, новое и такое значительное, чего значительнее никогда не было с Иваном Ильичом, совершалось в нем»[3]. В итоге, философ выделяет схему соприкосновения со смертью. 1. Изначальное привычное состояние героя (как правило, в работах анали- зированных мыслителем оно сопровождалось социальным благополучием); 2. Ощущение реальной опасности собственной смерти. 3. Отрицание возможности смерти («Трезвый и сильный Брехунов, может быть, впервые в жизни пытается закрыть от себя мечтой надвигающуюся опас- ность» [3]); 4. Осознание неподлинности предыдущей жизни и принятие смерти; Таким образом, в философском наследии Л. И. Шестова можно выделить два подхода к аксиологическому значению смерти: как трегедии мироустройст- ва и человеческой жизни, и как способа раскрытия внутреннего мира литера- турного героя. Два эти подхода могут быть соединены на гносеологической почве: и человек, и литературный герой могут отказаться от рационализма и обыденного восприятия мира лишь имея опыт соприкосновения со смертью Литература 1. Димитрова, Н. И. Лев Шестов, Лев Толстой и откровения смерти [Элек- тронный ресурс] / Н. И. Димитрова // Соловьевские исслед.– 2013.– № 4 (40).– URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lev-shestov-lev-tolstoy-i-otkroveniya- smerti (дата обращения: 26.03.2019).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=