Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

68 Г. В. Валеева, А. В. Слобожанин ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА СМЕРТИ В ТВОРЧЕСТВЕ Л. И. ШЕСТОВА Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Для экзистенциальной философии исследование феномена смерти является одной из важнейших задач. Причем осуществляется она исходя как атеистиче- ских, так и христианских позиций. В атеистическом экзистенциализме особен- но большое значение смертности для определения природы человека дано М. Хайдеггером. Русский экзистенциализм смотрит на данную проблему с религиозной позиции, ориентированной на православную антропологию. Сами учения Л. И. Шестова и Н. А. Бердяева не могут быть названы православными в пол- ной мере, ввиду наличия в них идей несвойственных православию. В особенно- сти это касается учения Л. И. Шестова. Можно выделить два направления исследовательской деятельности фило- софа в отношении феномена смерти. Это анализ художественных произведе- ний, в которых происходит столкновение со смертью героями данных текстов. В особенности часто Л. И. Шестов обращается к творчеству Л. Н. Толстого. Второе направление – осмысление смерти как части реальности. Можно заме- тить, что эти два направления не существуют изолированно. В частности, об- ращение мыслителя к работам С. Кьеркегора постоянно соотносится с обраще- нием к жизненному опыту датского философа, в особенности к его отношениям с Региной Ольсен. Восприятие смерти может сильно отличатся от того обращается ли Л. И. Шестов к опыту смерти реальных людей или литературных персонажей. В первом случае смерть представляется мыслителю как мировая несправедли- вость, трагедия. «Вопреки Платону, смерть для Шестова – это нечто безумно мучительное и безобразное, тогда как жизнь, постигаемый чувствами мир во всем его многобразии, не только не есть зло, а наоборот, драгоценнейший дар»,– пишет Дмитрова Н. И. [1]. Особенно часто философ делает акцент на не- справедливости смерти Сократа. Вмести с тем, у Шестова есть уверенность и человек, и Бог свободны и всесильны изменять все случившееся, делать не- бывшее бывшим и бывшее небывшим; Бог способен отменить даже самое страшное из случившегося – смерть. Вмести с тем смерть, по мнению философа, имеет хотя и трагическое, но важное гносеологическое значение. Именно столкновение с ней вырывает чело- века из заблуждения повседневной обыденности: «И Эврипид, и Сократ, и все те, на которых было возложено священное бремя последнего незнания,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=