Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

66 димо, во-первых, следовать экологическому общезначимому предписанию (требованию), предполагающему запрет на виды деятельности, которые несут невосполнимые изменения в биосфере, несовместимые с существованием чело- века. Во-вторых, необходимо соблюдать нравственное требование, согласно ко- торому общечеловеческие ценности (уважение к любой форме жизни, бережли- вое отношение к природе и т. д.) стоят превыше всего, а общие интересы предпочтительней частных. Исходя из этого, «коэволюционный переход систе- мы «человек-биосфера» к состоянию динамически устойчивой целостности бу- дет означать реальное превращение биосферы в ноосферу» [5]. Здесь мы можем наблюдать идею единства природы и общества, цивилизации и биосферы, где осуществляется взаимное существование и взаимопомощь указанных элементов. Российский ученый Г. Н. Симкин, объединяя учение ноосферы В. И. Вер- надского и этический принцип «благоговения перед жизнью» немецко- французского мыслителя А. Швейцера, предлагает концепцию этосферы. В ра- боте «Рождение этосферы» Симкин отмечает, что это «более высокая, чем ноо- сфера, стадия развития биосферы Земли, на которой этические принципы ста- новятся основными регуляторами всех важных отношений людей друг с другом, с одной стороны, и человека, а вместе с ним и всего человечества, – со всею живой природой…» [6]. Из данного определения следует, что этика должна стать высшим регулятором деятельности человека, в том числе и в сфе- ре его взаимоотношений с природой. Этические принципы, провозглашенные концепцией этосферы, должны не только в корне изменить культуру человека и его мировоззрение, но и установить запрет на тупиковые и разрушительные пути развития человечества в целом. Таким образом, путь, который с философской точки зрения приведет к разрешению проблемы взаимодействия человека и природы в условиях эко- логического кризиса, заключается в разумной человеческой деятельности, оп- ределяющей развитие всего живого на Земле (ноосфера). А также в объедине- нии человека и биосферы, то есть их совместном и согласованном развитии (коэволюция) на основе этических принципов этосферы. Литература 1. Экологический кризис [Электронный ресурс] // Большой энцикл. слов.– URL: https://gufo.me/dict/bes/ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ_КРИЗИС (дата обращения: 10.03.2019). 2. Глобалистика [Электронный ресурс] // Междунар. междисциплинарный энцикл. словарь.– URL: http://www.globalistika.ru/Globalistika/p_rgs1.htm (дата обращения: 10.03.2019). 3. Владимиров, Е. А. Философский аспект осмысления экологических проблем [Электронный ресурс] / Е. А. Владимиров.– URL: http://econf.rae.ru/pdf/ 2013/06/2572.pdf (дата обращения: 10.03.2019). 4. Конограй, В. Ю. Ноосфера как символ цивилизации типа [Электронный ресурс] / В. Ю. Конограй.– URL: http://masters.donntu.org/2009/fema/konograi/ library/tez3.htm (дата обращения: 10.03.2019).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=