Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

62 для всех)) и активные ценности (активная, деятельная жизнь). В группе инст- рументальных ценностей (ценности-средства) наиболее значимыми являются этические ценности (честность (правдивость, искренность)), ценности межлич- ностного общения и интеллектуальные ценности (жизнерадостность (чувство юмора), воспитанность (хорошие манеры, вежливость), рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения)), ценности про- фессиональной самореализации (ответственность (чувство долга, умение дер- жать слово), эффективность в делах (трудолюбие, эффективность в работе), твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями), сме- лость в отстаивании своего взгляда), альтруистические ценности и ценности принятия других (широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, ува- жать иные вкусы, привычки), терпимость (к взглядам и мнениям других людей, умение прощать другим их ошибки, заблуждения)). К ценностям, получившим наименьший средний показатель, относятся ценности самоутверждения (высо- кие запросы (высокие притязания), нетерпимость к недостаткам в себе и дру- гих), комформистские ценности (исполнительность (дисциплинированность). Таким образом, можно сделать следующий вывод: большинство студентов, обучающихся на 2 курсе факультета Технологий и бизнеса, ориентированы на конкретные жизненные ценности, ценности личной жизни, ценности межлич- ностных отношений, индивидуальные ценности, этические ценности, ценности межличностного общения и интеллектуальные ценности, ценности профессио- нальной самореализации, альтруистические ценности и ценности принятия дру- гих. Студенты ориентированы, прежде всего, на индивидуальные ценности и ценности социального взаимодействия, личной и социальной успешности, стремятся к саморазвитию, профессионализму и продуктивности в работе с учетом морально-этических норм общения в обществе. Это особенно важно в сфере экономики, менеджмента, сервиса, агроинженерии, в рамках которых большую роль играют наличие профессиональных работников, грамотных спе- циалистов, обладающих не только хорошими знаниями и умения в своей облас- ти деятельности, но и навыками этики, культуры делового общения во взаимо- отношениях с людьми. К недостаткам можно отнести отсутствие хорошо развитых эстетических ценностей, стремления к активной, деятельной жизни. Это отчасти можно объяснить тем, что механизм дифференциации сформиро- ван только на 45 % студентов, поэтому в дальнейшем необходимо продолжать работу по формированию умений делать ценностный выбор в рамках реализа- ций других дисциплин, учебных и производственных практик, путем привлече- ния студентов к участию в конференциях, семинарах, конкурсах, различных творческих мероприятиях и т. д. Таким образом, анализ ценностных ориентаций по методике Б. С. Кругло- ва «Определение сформированности ценностных ориентаций» с учетом клас- сификации ценностных ориентаций Д. А. Леонтьева показал рейтинг терми- нальных и инструментальных ценностей, которые отражают жизненную позицию и готовность к последующей профессиональной деятельности студен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=