Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

61 тов вуза и их профессиональному самоопределению. В-третьих, выбор данных факультетов позволил определить сформированность ценностных ориентаций у студентов, получающих высшее образование по разным научным направлениям (техническое, естественнонаучное и др.). Таким образом, студенческий возраст (в особенности 18–20 лет) является периодом формирования и дальнейшего развития профессионального самоопределения, в котором ценностные ориен- тации играют важную роль. Исследование сформированности ценностных ориентаций студентов вуза проводилось по методике Б. С. Круглова «Определение сформированности ценностных ориентаций» [2], представляющей собой адаптированный и моди- фицированный вариант методики М. Рокича, ранжированной по двум типам ценностей: терминальным и инструментальным. На наш взгляд, данная методи- ка позволяет: наиболее полно и объективно исследовать сформированность терминальных (ценностей-целей) и инструментальных (ценностей-средств) будущих специалистов разных профессий; определить специфические особен- ности ценностных ориентаций студентов факультета Технологий и бизнеса раз- личных направлений подготовки; выявить их отношение не только к окружаю- щему миру и другим людям, но и к самому себе. Кроме того, в рамках данного исследования нами была использована классификацию ценностных ориентаций Д. А. Леонтьевым, которая была сформулирована в рамках адаптации методики М. Рокича (здесь следует учитывать тот факт, что методика Б. С. Круглова строится на основе методики М. Рокича, поэтому, на наш взгляд, использова- ние данной классификации в рамках данного исследования уместно и правиль- но). Данная классификация строится на выделении ряда группировок ценно- стей, которые объединяются в блоки по различным критериям и основаниям, создавая, таким образом, полярные ценностные системы. Таким образом, используя методику Б. С. Круглова и классификацию Д. А. Леонтьева в исследовании ценностных ориентаций студентов 2 курса факультета Технологий и бизнеса (направления подготовки: 35.03.06 Агроин- женерия, 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент, 43.03.01 Сервис) были по- лучены следующие данные: у 45 % студентов сформирован механизм диффе- ренциации, т. е. умения делать ценностный выбор; у 55 % студентов механизм дифференциации находится только на стадии формирования. В группе терми- нальных ценностей (ценности-цели) наиболее значимыми являются конкретные жизненные ценности, ценности личной жизни, ценности межличностных отно- шений (хорошие и верные друзья, здоровье (физическое и психическое), счаст- ливая семейная жизнь), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)), индивидуальные ценности (самостоятельность как независимость в суждениях и оценках, уверенность в себе (свобода от внутренних противоре- чий, сомнений), познание (возможно расширение своего образования, кругозо- ра, интеллектуальное развитие)). К ценностям, получившим наименьший сред- ний показатель, относятся пассивные ценности (красота (переживание прекрасного в природе и искусстве), равенство (братство, равные возможности

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=