Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

60 Г. В. Валеева, Е. Г. Мартьянова, А. В. Слобожанин СФОРМИРОВАННОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Формирование ценностных ориентаций является неотъемлемым компо- нентом становления человека в личностном и профессиональном плане, регу- лирования его поведения и всех видов деятельности. В настоящее время опре- деление сформированности ценностных ориентаций актуально и необходимо, поскольку позволяет «выявить индивидуальную и групповую направленность на те или иные общечеловеческие ценности, цели и средства жизнедеятельно- сти, выявить степень их значимости для человека и общую установку на опре- деленный тип поведения» [1]. Особенно важно проводить исследование по определению ценностных ориентаций студентов в рамках вузовского образова- ния, которое предстает одним из первых этапов личностного и профессиональ- ного «вхождения» в трудовую деятельность с учетом возрастных особенностей и специализации. При выборе профессии человек, как правило, руководствует- ся выбором наиболее близких ему способов регуляции поведения, так или ина- че соотнося их с наиболее важными и значимыми для него ценностями. Таким образом, ценностные ориентации не только способствуют выбору профессии, но и профессиональная деятельность оказывает влияние на формирование цен- ностно-смысловой сферы личности [См.: 3, с. 372; 4, c. 27]. В рамках данной статьи отражены результаты исследования, которое про- водилось с целью выявления ценностных ориентаций студентов Тульского го- сударственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, а также уровня их сформированности. Данное исследование было проведено в осеннем семестре 2017–2018 учебного года среди студентов 2 курса факультета Техно- логий и бизнеса очной формы обучения. Выбор респондентов обусловлен сле- дующими моментами: во-первых, возраст студентов 2 курса (преимущественно 18–20 лет), на наш взгляд, является переходным, кризисным в становлении личности, в котором возникают новые интересы, потребности, ценностные ори- ентации, изменяющие личностные качества и мотивацию поведения, а также взгляд на окружающую действительность и выбор профессионального про- странства. Во-вторых, со 2 курса в рамках учебного процесса начинают реали- зовываться дисциплины, которые формируют знания, умения и навыки, подго- тавливающие студентов к осуществлению профессиональной деятельности, определяя их аксиологическую направленность («Философия», «Педагогика», «Психология» и др.). Так, реализуемая на указанных факультетах дисциплина «Философия» (в особенности разделы «Философия ценностей» и «Нравствен- ная философия») способствует формированию ценностных ориентаций студен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=