Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

406 Н. Н. Юрчик ОБРАЗ ГОРОДА В МИСТИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ Н. В. ГОГОЛЯ И М. ФРАЯ: ПЕТЕРБУРГ КАК ГОРОД ОБМАНА И ВИЛЬНЮС КАК ГОРОД НАДЕЖДЫ Научный руководитель – кандидат филол. наук, доцент И. В. Ерохина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого В литературном произведении город, как правило, играет второстепенную роль, служит лишь обозначением места действия, а иногда даже не имеет названия («город N», «в одном городе»). Особой популярностью среди писателей пользуется Санкт-Петербург. В русской литературной традиции есть особое представление о Петербурге . Петербург является городом двойственным. И эту двойственность впервые удалось передать Пушкину. Именно такое восприятие Петербурга в какой- то степени повлияло на Гоголя и определило его точку зрения. Следует заметить, что сам Н. В. Гоголь не давал названия «Петербургским повестям», оно появилось значительно позже и является условным. Часть по- вестей сначала входила в сборник «Арабески» (1835), а позднее, в 1842 году, они были включены в третий том собрания сочинений вместе с еще двумя «не- петербургскими» повестями – «Рим» и «Коляска». Уже по этому пункту интересно сопоставить «Петербургские повести» с современным мистическим городским циклом Макса Фрая «Сказки старого Вильнюса», который был сгруппирован самим автором. Если мы посмотрим на структуру повестей Гоголя, то заметим, что только одна повесть носит название конкретной улицы – «Невский проспект». Именно с Невского проспекта, главной улицы Санкт-Петербурга, начинается гоголев- ский сборник. В «сказках старого Вильнюса» М. Фрая каждая глава названа в честь улицы: улица Ашмянос, улица Басанавичяус, улица Беатричес. « В цен- тре города Вильнюса ровно сто восемь улиц. И если ходить по ним достаточ- но долго, то есть почти каждый день на протяжении нескольких лет, на не- которых улицах можно стать свидетелем удивительных историй ». В своих рассказах Макс Фрай территориально охватывает большую территорию города, нежели Гоголь, который сосредотачивает свое внимание на Невском проспекте. Гоголевский Петербург отличается от Вильнюса Фрая своей атмосферой, характером. Петербург Гоголя двуличен, он обманчив, и этот обман несет в се- бе разочарование: « Повесивши голову и опустивши руки, сидел он в своей ком- нате, как бедняк, нашедший бесценную жемчужину и тут же выронивший ее в море » [1; 20]; « Но он проснулся, растроганный, растерзанный, со слезами на глазах »[1; 29]. Сам Гоголь призывает не верить обманчивому Невскому про-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=