Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

404 ны существования» «истинного» крестьянина Ивана Ермолаевича. Он проводит читателя через все стадии своего исследования этого вопроса, воспроизводит беседы с Иваном Ермолаевичем, эпизоды из его труженической жизни, вводит рассуждения о «поэзии земледельческого труда», сопровождаемые литератур- ными реминисценциями, – словом, раскрывает «процесс своего мышления». И вот в начале третьего очерка – «Поэзия земледельческого труда» – писатель неожиданно для себя открывает «загадку существования» Ивана Ермолаевича. Вот еще характерный штрих публицистической манеры Успенского. В очерках «Из деревенского дневника» непреложность и неопровержимость своих горьких обобщений о тяжком, безвыходном положении крестьян в поре- форменную эпоху автор «смягчает» такими оговорками: «Я ничего не обоб- щаю, я только рассказываю, что видел в известной местности и какое впечатле- ние произвели на меня эти местные порядки. Как в других местах живут деревенские люди – я не знаю... Может быть, и иначе, а, может быть, и там все так же...» [2]. Описанная манера изложения, раскрывающая сам процесс возникновения (на базе жизненного материала) и формирования публицистической мысли, обобщения, носящего социологический или общественно-нравственный харак- тер, заключала в себе богатейшие возможности воздействия на читателя, вовле- чения его в ход авторских рассуждений. Она помогала публицисту подготовить читателя к восприятию и правильному пониманию главных идей или общей идеи автора, основных выводов очерка или очеркового цикла. Такая манера из- ложения дает возможность составить суммарную характеристику творческого метода Успенского, помогающую выяснить некоторые существенные стороны его публицистического мастерства, организации жизненного материала в идей- но-художественных рамках, в композиционном «пространстве» его сочинений. Как и в решении проблем деревенской темы, так и в подходе к вопросам искусства, его общественного назначения, в отстаивании принципов реализма Успенский проявлял черты идейной определенности, высокий публицистиче- ский пафос в органическом сочетании с проникновенно эмоциональной интер- претацией обсуждаемых проблем. Наиболее явственно, полемически заостренно, с большой силой глубокого убеждения в «несомненности» своих взглядов излагал Успенский свое эстети- ческое кредо в записках сельского учителя Тяпушкина «Выпрямила» (1885 г.). Это произведение – настоящий манифест демократической эстетики. Успен- ский выступает за активное, гуманистическое искусство, способное пробудить в человеке, сломленном бездушием жизни, чувство человеческого достоинства, «выпрямить» душу, содействовать росту и самосознанию личности. Выступление Успенского в середине 80-х годов со страстной проповедью социально активного, общественно значимого искусства было полемически на- правлено против апологетов «чистого искусства», значительно активизировав- шихся в ту пору. Успенский ополчается против пропагандистов «искусства для искусства», стремившихся отгородить творческую интеллигенцию и само ис-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=