Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

403 Н. Е. Щипицина СУБЪЕКТИВНОЕ НАЧАЛО В ОЧЕРКАХ ПИСАТЕЛЯ Г. УСПЕНСКОГО Научный руководитель – доктор филол. наук, профессор Д. А. Романов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Публицистичность очерков Успенского имеет характерную особенность, ко- торая состоит в исключительном сгущении субъективного начала. Автор мобили- зует все силы своей души, все мастерство писателя- реалиста и страстного публи- циста, чтобы пробудить в русском человеке, прежде всего в русской интеллигенции, внимание «к сегодняшней человеческой нужде... с сегодняшней мелочной действительностью...» [2], заставить понять читателей связь успехов культуры, цивилизации с повседневной, однообразной труженической жизнью деревни, которая бьется в тисках «власти денег». Именно поэтому Успенскому были свойственны и эмоциональная напряженность, и субъективная тональность. Преобладание субъективного начала в изложении, в авторской речи очер- ков обусловлено и демократизмом писателя. Он говорит с читателями под жи- вым впечатлением виденного, пережитого. В его душе не замолкают, как он сам признавался, «совершенно определенные и тягостные впечатления от безыс- ходной народной нужды и горя». «Действительная жизнь так громко кричит о неправде и зле, – читаем горькое признание Успенского, – что не слышать этого крика или успокаивать себя фантазиями – положительно невозможно. Надо говорить о том, о чем кричит действительность» [2]. Современники отмечали, что писатель всегда глубоко лично переживал факты проявления социальной несправедливости. Не случайно Короленко ха- рактеризовал Успенского как «исстрадавшегося чужими страданиями подвиж- ника литературы» [1]. Рассматривая вопрос о субъективном начале литературного стиля Успен- ского, существенно подчеркнуть присущую ему откровенность с читателями. Он раскрывает перед ними весь ход своих размышлений, рассказывает о тех жизненных обстоятельствах, которые побудили его взглянуть на конкретное явление с определенной стороны. Писатель делится своими предварительными соображениями, предположениями относительно того или иного вывода, обоб- щения, к которому он пришел или от которого ему приходится отказаться под влиянием новых фактов, деталей поведения персонажей и т. п. Поставленные им вопросы он как бы выносит на обсуждение. Показательным в этом отношении представляется цикл «Крестьянин и крестьянский труд». На протяжении двух очерков автор ищет разгадку «тай-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=