Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

401 нился. Некоторые стали «донорами», как Томми и Рут, а от Кэти получила ра- боту «помощника». Таким образом, у Исигуро появляется своя разветвленная система терминов. Такое явление мы можем наблюдать в антиутопии Л. Лоури «Дающий». Многие писатели-антиутописты разрабатывают свой ономастикон, чтобы лучше показать антиутопический мир. Но для чего Исигуро взял именно такие онимы? В своей книге Кадзуо Исигуро поднимает одну из проблем современного общества: проблему клони- рования. Из этого следует еще один важный вопрос: имеют ли клоны душу? И тогда становится ясным назначение Галереи: с ее помощью опекуны хотели показать, что клоны не бездушные существа. Но все это не увенчалось успехом. Хейлшем вообще прекратил свое существование, уступив место худшим заве- дениям. Также мы можем отметить отсутствие фамилий, лишь сокращение в одну букву: Кэти Ш., Александр Дж., Питер Н. и др. Это похоже на ситуацию с име- нами у Е. Замятина в антиутопии «Мы», где у героев в наличии были лишь но- мера. Итак, фактическое отсутствие у героев полных имен собственных – еще одна характерная черта антиутопического мира. Что же можно сказать о жизни обитателей Хейлшема? Их можно раздели на две большие группы: люди и клоны. Деление присутствует в любом анти- утопическом произведении, на нем и строится конфликт. Здесь ведущую роль играют люди, они ограничивают клонов, направляют их и говорят, как и что делать. Более того, клоны были созданы для удовлетворения потребностей лю- дей. Сами же «воспитанники» долгое время пребывают в неведении. Они под- чинены своим «опекунам». Еще однойхарактерной чертой произведения является отсутствие сатиры. Дело в том, что сатира предполагает взгляд автора на происходящее как бы «снаружи» и высмеивание пороков общества, созданного в произведении. Ха- рактерная черта антиутопической модели мира – взгляд на происходящее изнут- ри . Писатель смотрит на все глазами очевидца, и это усиливает ощущение трево- ги и ужаса. Читая, мы можем от главы к главе заметить изменение атмосферы. Чаще всего конфликтом в антиутопии выступает протест героя, неприня- тие им существующих рамок, своего положения и мироустройства вообще. Что мы видим у Исигуро? Герои не в силах противостоять. Они все становятся до- норами. Даже Кэти впоследствии смирилась и приняла свою судьбу. Итак, мы можем проследить следующие черты антиутопии, составляющие мироустройство в романе К. Исигуро «Не отпускай меня»: 1) ограниченность и замкнутость пространства; 2) особая номинация персонажей; 3) отсутствие сатиры, создание ощущения тревоги; 4) протест героя и разрешение конфликта последующим примирением с обстоятельствами. Подводя итог нашему анализу, мы можем сказать, что роман Кадзуо Иси- гуро «Не отпускай меня» является ярким примером жанра антиутопии. В ней

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=