Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

395 осуществлять общение [4, с.102]. Полноценность процессу коммуникации при- дает сформированность различных типов навыков, в том числе и фонетических. Формирование фонетического навыка , т.е. способности правильного вос- приятия, корреляции со значением и адекватного воспроизведения звукового образца, направлено на изменение привычной системы артикуляции на основе выявления сходств и различий в произнесении звуков в русском и английском языках [1, с. 384]. В состав фонетических навыков входят слухопроизноситель- ные и ритмико-интонационные навыки. Слухопроизносительные навыки обо- значают способность правильного восприятия и адекватного воспроизведения услышанного звукообразца соответственно нормам изучаемого языка [2, с. 39]. В свою очередь слухопроизносительные навыки подразделяются на аудитив- ные (речевые операции, предполагающие узнавание и дифференциацию фонем, слов, предложений и т. д.) и собственно произносительные (способность к ар- тикуляции отдельных звуков, объединение их в слоги, слова и т.д.) навыки. Под ритмико-интонационными навыками понимают знания различных моделей ударения и интонем [2, с. 39]. Необходимо отметить, что язык как средство общения существует преиму- щественно в звуковой форме и наличие у коммуникантов произносительных на- выков – обязательное условие общения. Так, восприятие речи реципиентом бу- дет затруднено или искажено, если говорящий допускает нарушение фонетических норм языка. Поэтому сформированные произносительные навыки обеспечивают успешное функционирование всех видов речевой деятельности. По мнению О. А. Лавровой, владение знаниями о фонетических явлениях становится предпосылкой для понимания иноязычной речи и «озвучивания» своих собственных мыслей [3]. Факт существования внутреннего артикулиро- вания приводит к выводу о необходимости уделения особого внимания обуче- нию произношению на иностранном языке. В рамках школьного курса дисцип- лины «Английский язык» выделяют несколько этапов обучения фонетической стороной речи: на начальном этапе происходит знакомство учащихся с фонети- ческим минимумом и постановка произношения; основной задачей следующего этапа является поддержание сформированных слухопроизносительных и рит- мико-интонационных навыков; далее, в старшей школе, осуществляется совер- шенствование произносительных навыков. В связи с тем, что обучение иностранному языку реализуется в отсутствие аутентичной языковой среды, то у учащихся неизбежно возникают определен- ные трудности, обусловливающиеся явлением интерференции . Т. Л. Павлова, А. В. Теренин и А. И. Николаев сходятся во мнении, что причиной серьезных затруднений при изучении иностранного языка является процесс наложения его системы на родной язык или межъязыковая интерференция [6; 7; 5]. Подобное явление возникает из-за отступления от звуковых и интонационных норм изу- чаемого языка, при установлении ошибочных соответствий между родным и иностранным языком.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=