Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

394 А. О. Чеснюк РОЛЬ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Научный руководитель – кандидат филол. наук, доцент В. Н. Андреев Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого В последние десятилетия сложившаяся в России социокультурная ситуа- ция, определяющаяся процессами глобализации и развитием международного сотрудничества во всех значимых сферах, подтверждает усиление роли англий- ского языка в качестве средства межкультурной коммуникации. Вследствие указанных тенденций особую значимость приобретают вопросы повышения ка- чества иноязычного образования на всех ступенях обучения. С переходом английского языка в статус языка международного общения межкультурная коммуникация на данном языке приобретает большую практи- ческую ценность. Полноценное овладение языком невозможно представить без изучения фонетического строя, т. е. умений правильного произношения звуков данного языка (в потоке речи и изолированно), а также адекватного интонаци- онного оформления речи. Корректное произношение позволяет коммуниканту не задумываться о том, как именно необходимо артикулировать тот или иной звук, где ставить ударение, соответствующее нормам английского языка, что способствует правильному восприятию и передаче мыслей. Проблемы фонетических навыков при обучении иностранному языку при- влекают внимание многих отечественных ученых. Исследователи занимаются разработкой эффективных методик формирования отдельных аспектов фонети- ческого оформления речи, описанием структуры и содержания понятия «фоне- тическая компетенция» (A. A. Хомутова, А. Н. Хомицкая, Ю. В. Головач, H. M. Гон- чарова, A. C. Дмитриевский и др.). Однако вопросы взаимосвязи фонетических навыков с успешностью формирования иноязычной коммуникативной компе- тенции не получили всестороннего освещения в научной литературе, что обу- словливает актуальность данного исследования. Целью статьи является определение роли фонетических навыков в процес- се формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Прежде чем перейти к определению места фонетических навыков при формировании иноязычной коммуникативной компетенции, остановимся на принципиально важных для нашего исследования понятиях. В данной работе мы опираемся на определение иноязычной коммуника- тивной компетенции , предложенное Ф. М. Литвинко, – это совокупность зна- ний о системе языка, позволяющая учащемуся посредством иностранного языка

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=