Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

392 респондентов. Таким образом, образованность может входить в круг важных качеств личности, способствовать их профессиональному самоопределению, становлению личности. Интерес представляет дифференциация качества лич- ности – «твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудно- стями)» [4]. Сопряжена с такими качествами личности как эффективность в де- лах, работе, исполнительность, самоконтроль, служит инструментальной ценностью для достижения ценностей-целей: самостоятельность в суждениях, уверенность в себе, независимость в действиях, деятельная жизнь. Но данная инструментальная ценность у подавляющего числа выступает важным средст- вом, качеством личности (55,07 %), определяющим средством, качеством наря- ду с другими более важными (20,29 %). В связи с общей ориентацией респон- дентов на традиционные ценности и жизненные цели интерес вызывает введенная в Бланк № 2 анкеты графа «Патриотизм». Анкетирование выявило следующую дифференциацию: 1) главное качество личности (5 баллов) в дос- тижении жизненной цели для 30,43 % респондентов; 2) важное качество лично- сти (4 балла) для 33,33 %; 3) определяющее качество наряду с другими (3 бал- ла) для 24,64 %; 4) не существенное качество личности, но имеющее место быть (2 балла) для 8,70 % респондентов; 5) не является важным качеством (1 балл) для 1,45 % респондентов. Патриотизму отдают предпочтение многие рес- понденты, но главным, важным он не являться. Скорее всего, оно выступает следствием при осуществлении выбора ценностей, например, широта взглядов, уважение традиций иного народа, культуры, религии, терпимость, рациона- лизм, чувство долга, образованность. Сочетание данных инструментальных ценностей служит основанием для формирования чувства патриотизма у чело- века и в данном конкретном случае анкетирования у респондентов. В заключение: был выявлен сформированный механизм дифференциации ценностей-целей и инструментальных ценностей ценностей-средств у респон- дентов, данная дифференциация имеет положительную динамику развития. При учете полученных результатов в процессе образовательной и воспитатель- ной работы со студентами можно скорректировать выбор главных ценностей целей и инструментальных ценностей для более гармоничного развития лично- сти, успешного профессионального самоопределения личности обучающихся. Для респондентов, у которых механизм дифференциации находится на стадии формирования или не сформирован, образовательная среда послужит положи- тельным фактором при выборе своих ценностных ориентаций и самоопределе- ния, внедрение большего числа социально-гуманитарных дисциплин. Литература 1. Богомаз, С. А. Модификация опросника «Якоря карьеры»: Ценностная ориентация на инновационную и предпринимательскую деятельность / С. А. Бо- гомаз // Сибир. психол. журн.– 2012.– № 44.– С. 101–109. 2. Валеева, Н. Ш. Ценностная ориентация подготовки будущего выпускни- ка вуза как субъекта диалога культур в системе профессионального образова-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=