Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

390 пондентов; 5) не является важной (1 балл) для 2,90 % респондентов. Данную ценность-цель мы можем рассматривать как успешность, способность взять на себя ответственность. Но данная цель не является главной, важной у респон- дентов. Это следствие или дополнение наиболее важных целей. «Активная, деятельная жизнь» [4] выступает: 1) главной целью (5 баллов) для 24,64 % рес- пондентов; 2) важной, но не главной (4 балла) для 31,88 %; 3) существенной, но не определяющей (3 балла) для 33,33 %; 4) не существенная, но имеющая место быть (2 балла) для 7,25 % респондентов; 5) не является важной (1 балл) для 2,90 % респондентов. Поэтому данная ценность-цель не является определяющей жизнь и выбор приоритетов. Стремление к стабильности, спокойному течению жизни, обращению к внутреннему миру, личному пространству и желаниям, привер- женность традиционным ценностям характеризует и выбор таких ценностей- целей жизни, как счастливая семейная жизнь (главная у 72,46 % респондентов); любовь, духовная и физическая близость (главная у 68,12 % респондентов); здоровье (главная у 66,67 % респондентов); хорошие и верные друзья (главной считают 52,17 % респондентов). «Равенство (братство, равные возможности для всех)» [4] выступает: 1) главной целью (5 баллов) для 34,78 % респондентов; 2) важной, но не главной (4 балла) для 37,68 %; 3) существенной, но не опреде- ляющей (3 балла) для 17,39 %; 4) не существенная, но имеющая место быть (2 балла) для 7,25 % респондентов; 5) не является важной (1 балл) для 2,90% рес- пондентов. Таким образом, респонденты ориентируются на личные возможно- сти, способности, а не на поддержку со стороны. Негативным следствием мо- жет быть то, что респонденты не будут стремиться и сами ее оказывать. Хотя, высокие запросы, притязания не влияют на профессиональное самоопределение респондентов: 1) главное средство (качество личности) (5 баллов) в достижении жизненной цели для 1,45 % респондентов; 2) важное средство (качество лично- сти), но не главное (4 балла) для 24,64 %; 3) определяющее средство, качество наряду с другими (3 балла) для 37,68 %; 4) не существенное средство (качество личности), но имеющее место быть (2 балла) для 28,99 % респондентов; 5) не является важным средством, качеством (1 балл) для 7,25 % респондентов. Сре- ди личностных качеств, которые могут способствовать профессиональному са- моопределению и раскрывают специфику дифференциации ценностей респон- дентов можно выделить чуткость (заботливость), которую предпочитают 85,51 % респондентов, рассматривающих его как главное средство (качество) в дости- жении жизненной цели (43,48 %); важное средство (качество личности), но не главное (42,03 %). Воспитанность, хорошие манеры, вежливость к людям рас- сматриваются как главное средство (качество) в достижении жизненной цели у 49,28 % респондентов; важное, но не главное у 40,58 % респондентов. Жизне- радостность, чувство юмора как качество личности является главным у 39,13 %; важным у 44,93 % респондентов. Качество личности, выступающее средст- вом достижения ценностей-целей жизни: «эффективность в делах (трудолюбие, эффективность в работе)» [4] воспринимается как: 1) главное средство (качест- во личности) (5 баллов) в достижении жизненной цели для 30,43 % респонден-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=