Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

388 ла (наименее значимой для респондента) до 5 баллов (наиболее значимой для респондента). Ценности, представленные в Бланке № 1, выражают общие цен- ности жизни, раскрывают перспективу и планы на жизнь респондента, его об- щий духовно-нравственный потенциал, мотивы жизнедеятельности, в том чис- ле в сфере образования (самообразования), профессиональной и творческой реализации в жизни. Ценности, представленные в Бланке № 2, выражают каче- ства личности респондента: волевые, социально-психологические, профессио- нальные, нравственные качества личности. Данные качества дают возможность проследить степень мотивированности респондента, выявить наиболее важные для него инструментальные ценности, при помощи которых респондент может достигнуть наиболее важные ценности (цели) жизни. Анализ полученных ре- зультатов: Механизм дифференциации ценностей сформирован у 57 респон- дентов – 82,61 %. На начальной стадии формирования механизм дифференциа- ции ценностей находится у 10 респондентов – 14,49 %. Несформированность механизма дифференциации была выявлена у 2 респондентов – 2,9 %. Таким образом, мы можем отметить, что механизм дифференциации у студентов 2 курса очной формы обучения в большинстве своем сформирован. Он имеет по- ложительную динамику формирования в образовательной среде. Но также есть и трудности, так как была выявлена начальная стадия формирования ценностей и отсутствие механизма формирования ценностей у 12 респондентов (17,39 %). Данные респонденты представляют собой группу риска, с ними должна прово- диться активная воспитательная, просветительская работа, внимание со сторо- ны кураторов групп. Так как данный сегмент респондентов менее профессио- нально ориентирован, сами жизненные перспективы не сформированы, то они могут попасть под чужое влияние, оказаться среди экстремистски групп и суб- культур. Несмотря общую положительную динамику формирования механизма дифференциации ценностей, есть и своя специфика в выборе респондентами наиболее важных ценностей-целей жизни и ценностей-инструментов их дости- жения. В рамках данной статьи мы обратим внимание на наиболее значимые ценности в рамках профессионального ориентирования студентов. Интересная работа как ценность-цель жизни выступает: 1) главной целью (5 баллов) для 52,17 % респондентов; 2) важной, но не главной (4 балла) для 33,33 %; 3) суще- ственной, но не определяющей (3 балла) для 11,59 %; 4) не важной (1 балл) для 4,35 % респондентов. Ценности-цели, служащие основанием для становления респондента в его будущей профессиональной сфере: «уверенность в себе (сво- бода от внутренних противоречий, сомнений)»; «самостоятельность как незави- симость в суждениях и оценках»; «материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений в жизни)»; «познание (возможно расширение своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие)»; «общественное призна- ние (уважение окружающих, коллектива, товарищей)»; «активная, деятельная жизнь»; «равенство (братство, равные возможности для всех)» [См.: 4]. «Уве- ренность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)» [4] выступа- ет: 1) главной целью (5 баллов) для 57,97 % респондентов; 2) важной, но не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=