Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

386 Е. Н. Чеснова СФОРМИРОВАННОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ ТГПУ им. Л. Н. ТОЛСТОГО Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Проблема сформированности ценностных ориентаций у студентов акту- альна. Ценностная ориентация выступает основанием для развития личности, профессиональных навыков, умения осуществлять коммуникацию в обществе, наличие карьерных ориентаций, выбора сферы деятельности, отношение к но- вым формам и видам деятельности, способности креативно решать проблемы в профессиональной сфере. Сфера образования формирует профессионализм, способность к диалогу, открытость новому, активную гражданскую позицию. Различные аспекты ценностной ориентации обучающихся, выпускников педаго- гических и иных вузов исследовали Валеева Н. Ш., Пивкин С. Д., Чичерина Л. К. (в системе профессионального образования) [2, с. 314–316], Щелина Т. Т. (ду- ховно-ценностная ориентация и профессиональная подготовка педагогов в вузе) [8], Мешкова И. В. (ценностные карьерные ориентации студентов педагогиче- ского вуза) [5, с. 142–151], Похоруков О. Ю. (формирование профессиональной зрелости у будущих педагогов), Рудыхина О. В. (психологические особенности и ценностные ориентации студентов вуза) [6, с. 294–300], Шемякина Р. Ю. (аг- рессивное поведение и ценностные ориентации) [7, 108–111]. Большое внимание уделяется выбору методики. Например, Мешкова И. В. использует комплекс методик: 1) Методика «Способность самоуправления» (Пейсахов Н. М.), где обращается внимание на такие ценности, как «целеполагание», «принятие ре- шения», «общая способность самоуправления»; 2) Методика «Смысложизнен- ные ориентации» (Леонтьев Д. А.) – «локус контроля – Я», «локус контроля – жизнь», «общий показатель осмысленности жизни»; 3) Методика «Якоря карь- еры» (Шейн Э.) – «профессиональная компетентность», «менеджмент», «ста- бильность работы», «служение», «предпринимательство», «интеграция стилей жизни», «автономия (независимость)», «вызов», «стабильность места жительст- ва» [См.: 5, с. 147]. Имеются исследования на основе применения модифициро- ванных методик, например, Богомаз С. А. использует модифицированную ме- тодику опросника «Якоря карьеры» [См.: 1, с. 101–109]. Рудыхина О. В. делает упор на соединение ценностной и психологической составляющих в своем ис- следовании и применяет 1) Методику «Ценностные ориентации» (Рокич М.) – определчет ценностную иерархию респондента между терминальными (ценно- сти-цели) и инструментальными ценностями (ценности-средства); «2) Опрос- ник «Стиль мышления» (авторы: А. Харрисон и Р. Брэмсон; адаптирован А. А. Алексеевым и Л. А. Громовой)» [6, с. 295] (ориентирована на диагностику

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=