Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

383 3. теле- и радио аудитория практически не поддается «заражению»; 4. посредством СМИ происходит дистрибутивное общение: адресант ори- ентирован на множественного адресата, который воспринимает данное обще- ние как межличностное; 5. выступающий вынужден принимать во внимание разный уровень ауди- тории [3, с. 288]. В публичном дискурсе учитываются и опосредованная коммуникация че- рез СМИ с массовым адресатом, и непосредственная коммуникация – с множе- ственной аудиторией. Его основой является политический текст, носящий сим- волический характер. Именно поэтому одним из главных условий публичного дискурса является заинтересованность большой аудитории в его предмете [2]. Немаловажным характерным фактором массовой коммуникации является образ адресанта. Исследователь Ю. В. Рождественский поясняет, что дискурс СМИ взаимодействует с коллективным речедеятелем, который противопостав- ляется индивидуальному [5]. В публичном дискурсе адресантом обычно всегда является индивидуальный речедеятель, который является профессионалом с точки зрения процесса коммуникации. Это может быть политик, писатель или журналист. Поскольку данные профессии тесно связаны с речевой деятельно- стью, обладающий общественным авторитетом человек воздействует на мнение этого общества [2]. Следовательно, политический дискурс СМИ манипулирует общественным мнением в нужном для адресанта сообщения ключе. Несомнен- но, любой текст воздействие на сознание адресата определенным образом, но для политического текста речевое воздействие является самой целью коммуни- кации, которую достигают адресанты с помощью самых разнообразных языко- вых средств [4, с. 400]. Необходимо отметить, что впервые о поляризованном дискурсе, который является инструментом распространения социального неравенства, высказыва- лись сторонники критического дискурс-анализа – Н. Фэркло и Т. А. ван Дейк. Так Т. А. ван Дейк говорил об идеологическом квадрате, отражающем страте- гию поляризации, которая реализуется при помощи четырёх тактик: 1. подчеркивание собственных позитивных характеристик / действий, 2. подчеркивание негативных характеристик / действий оппонента, 3. смягчение собственных негативных характеристик / действий, 4. смягчение позитивных характеристик / действий оппонента [8, р. 33]. Поскольку в поляризованном дискурсе чрезвычайно сильна идеологическая составляющая, он используется для продвижения стереотипных представлений об оппоненте и очернения его репутации. Следовательно, поляризованный дис- курс способствует разделению социума на две группы – своих и чужих [7]. Обобщая все данные факты, можно прийти к выводу, что манипуляция, бу- дучи механизмом негативного отражения оппонента и позитивного отражения себя, наиболее полноценно функционирует именно в поляризованном дискурсе. Коммуникативную манипуляцию можно обнаружить исключительно бла- годаря особому инструментарию дискурс-анализа. Т. А. ван Дейк был в числе

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=