Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

382 М. А. Черкасова ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС СМИ И ЕГО МАНИПУЛЯТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ Научный руководитель – кандидат филол. наук Н. Е. Булаева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н.Толстого Данная статья посвящена теме политического дискурса в СМИ и особенно- стям, благодаря которым он оказывает манипулятивное воздействие на адресата. В настоящее время политический дискурс является основным инструмен- том борьбы претендентов за власть. Это связано с тем, что политические рече- вые действия в информационном пространстве реализуются при помощи поли- тической коммуникации. Необходимо отметить, что в лингвистике отсутствует единый взгляд, касающийся подходов к изучению политического дискурса. Отечественная наука богата множеством истолкований данного понятия. В на- шей статье под политическим дискурсом мы будем понимать определение, предложенное О. Ф. Русаковой: «Политический дискурс – это знаково- символический способ коммуникации, направленный на производство и вос- производство знаний, образов, смыслов, значений, ценностей, интерпретаций, которые осуществляют функции репрезентации, позиционирования и иерархи- зации социальных субъектов в динамическом пространстве политического по- ля» [6, с.29]. Следовательно, данный термин можно сравнить с понятием «пуб- личный дискурс», поскольку адресатом может выступать массовый адресат, а это значит, что его процессом является публичное общение. Упоминая пуб- личное общение, исследователи Т. В. Анисимова и Т. А. Воронцова говорят о ситуации непосредственной коммуникации с массовым адресатом, иными словами, неоднородной и обширной аудиторией [1, с. 28], [2]. Исходя из этого, можно сказать, что политический текст считается крайне эффективным средством влияния политических структур. Средства массовой информации являются не только главным транслято- ром идей политического дискурса, но и важным инструментом влияния на ау- диторию. Они стали незаменимым звеном в цепочке взаимодействия между по- литическими субъектами и внешней средой. Массовая коммуникация определяет исключительно опосредованную коммуникацию через СМИ. Специфика массовой коммуникации ясно отражена в работе А. А. Леонтьева. 1. коммуникатор не может контролировать реакцию аудитории; 2. аудитория является очень разнородной и рассредоточенной психологи- чески, поэтому ее трудно заинтересовать;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=